Обзор принимает участие в творческом конкурсе
В преддверии грядущего релиза Deus Ex: Human Revolution, рука невольно тянется к диску с прародителем серии – первой части Deus Ex - чтобы бы еще раз посмотреть на игру, давшую начало новой футуристической истории. С момента её выхода (2000 год) прошло уже достаточно времени, и более современные игры, казалось бы, должны за этот срок вобрать в себя всё лучшее из опыта прежних лет игростроя, и, вкупе с новыми идеями, радовать геймеров раз от раза всё больше. Но, как выясняется, игроки «старой закалки» всё чаще оказываются недовольными и сетуют на различные недостатки новых игр, а «подрастающему поколению» и нечего вспомнить о «славных минувших годах». Именно поэтому стоит оглянуться и выяснить на примере Deus Ex, чем же нас так привлекала эта игра.
Как театр начинается с гардероба, так и игра начинается с того, на что первым падает взгляд – графика. Уже к моменту выхода продукта, многие обозреватели ставили в укор разработчикам качество графики. Головы угловатые, анимация достаточно скупая, в общем – любоваться нечем. Нынешние придирчивые игроки сразу начнут крутить носом, но (прошу прощения за банальность) не графика главное в данной игре. К концу обзора сами поймёте, почему.
«A bunch of pretentious old men playing at running the world»
Теперь поговорим о сюжете игры. В данном случае перед нами предстает Земля 2052 года. Deus Ex причисляют к жанру киберпанк, то есть сюжет рассказывает нам о незавидном будущем человечества, где скачок в технологиях будет соседствовать с крутыми социальными обострениями и катастрофами. Deus Ex - это настоящее раздолье для тех, кто любит на досуге изучать тайные организации и теории заговора, искать в действиях политиков потаённый смысл. Все это присутствует в игре, а лихо закрученный сюжет и стиль подачи информации, её обилие (одних озвученных диалогов 10 000 строк) позволяют вжиться в отыгрываемую роль спецагента JC Denton’a – человека, который усовершенствован экспериментальными нано-аугментациями.
На планете стремительно распространяется неизвестный смертельный вирус, который, как считают некоторые, был создан искусственно. Лекарства недостаточно, да и то распределяется лишь среди богачей и элиты общества. Низы, понятное дело, устраивают бунты, в разных странах набирают силу террористические антиправительственные организации. Для борьбы с терроризмом и с общественными беспорядками ООН создаёт Антитеррористическую коалицию Объединённых Наций. Для начала нам приходится бороться с вышеупомянутыми бунтарями в составе этой организации, но вскоре развитие событий закрутит нас в своём водовороте и все встанет с ног наголову. Перед нами предстанет борьба тайных организаций, затронуты главные загадки XX века: Трёхсторонняя комиссия, проект «Эшелон IV», Бильдербергский клуб. Сценаристы предлагают пройтись по обширным пространствам Парижа, Гон-Конга, Нью-Йорка, секретным убежищам и базам. Одним словом – скучно не будет. Погружению в сюжет будет способствовать обилие озвученных диалогов, разбросанные газеты расскажут нам о ситуации в мире, а с помощью отрывков из художественной литературы сами разработчики иносказательно комментирую текущую ситуацию.
«They actually let you point a gun at people?»
Заявленный жанр продукта FPS/RPG. Шутер наличествует – об этом говорит приличный набор вооружения и различных боеприпасов к ним. Например, выбор гранат ограничен не только разрывными, есть ещё и такие, которые способны на несколько секунд заставить охранную систему противника лупить по своим, а к дробовику можно найти бронебойные патроны. Но пусть разнообразие орудий убийства не вводит в заблуждение читателей – Deus Ex задуман так, что, с одной стороны, игру можно пройти (внимание!) без единого убийства, а можно залить улицы кровью. Вариативность прохождения и выполнения миссии диаметрально противоположными способами является коньком игры в целом. Разработчики предоставляют выбор игроку, что делает Deus Ex реиграбельным.
RPG-система представлена на ура: это возможность отыгрывать моралиста а-ля «ум, честь и совесть» или не гнушающегося заказным убийством мерзавца, хладнокровного терминатора или тихого проныру, который прячется в тени. Стать танком или пронырой помогут 11 навыков, совершенствуя которые можно научиться взламывать компьютеры, открывать запертые комнаты (но никто не помешает вам просто взорвать дверь), в тихую усыплять охранников или же метко расстреливать их с расстояния из различного оружия. Прокачка каждого навыка осуществляется в 4 этапа благодаря опыту, выдающемуся за нахождение потайных мест и выполнение главных и побочных заданий. Для большего интереса вводится одна из отличительных черт и основных плюсов игры – аугментации тела JC Denton’a, иными словами улучшения в количестве 18 штук, которые дают сверхпособности (увеличение силы, улучшенное зрение, регенерация, невидимость и т.д.). Каждое улучшение также имеет 4 уровня прокачки. Игра не дает возможности прокачать все навыки и аугментации до потолка – так интереснее.
Достаточно скучно выглядит внешний мир: города недостаточно проработаны и ничем не отличаются от сегодняшних (2052 год на дворе, помните?), зато многие предметы интерактивны и иногда разрушаемы. Разработчикам не удалось достаточно разнообразить большие локации, NPC малоподвижные и вялые, хотя характеры некоторых получились очень колоритными - молодцы сценаристы.
Игра имеет мультиплеер, состоящий из трёх режимов игры: deathmatch, командный deathmatch и «продвинутый» deathmatch. Играть становится интереснее опять же благодаря щедрому выбору аугментаций. Ещё отдельно стоит упомянуть удачную музыку, которую написал Александр Брэндон, известный по работе над первыми двумя играми Unreal.
«A man who uses his head. I like that»
Deus Ex собрал целый букет наград и хвалебных отзывов от разнообразных игровых журналов. Во многом заслуженно, потому что доказал, что секрет успеха в многогранности геймплея и его детальной проработке, в грамотном сочетании жанров, в масштабности и нелинейности сюжета, захватывающей, но в то же время не такой уж и вымышленной истории, где события могут отражать нынешнюю обстановку. Если сказать немного высокопарно, то Deus Ex игра для думающих людей и людей с фантазией. Например, на последнем уровне вам придется не убить "глав. гада", а крепко призадуматься о судьбах человечества и сделать решающий выбор, определяющий его будущее. По словам создателей, они «позволили игроку поступить в соответствии с тем, во что он верит, а не тем, во что верят они». Эта идея нашла отображение в каждом аспекте Deus Ex.
Оценки: