Джеймс Браун
Классические пошаговые рогалики в последнее время уступают место более “современным” играм типа rogue-lite, где разработчики не скованы рамками и вольны творить почти всё, что угодно. Казалось бы, все механики классических roguelike давно изучены, все идеи опробованы, можно лишь нагромождать их кучей контента, но придумать что-то новое – уже никак. Но студии-новичку Brace Yourself Games совместно с “титанами” инди-индустрии Klei удалось удивить всех. Они совместили казалось бы несовместимое - размеренную пошаговость рогаликов с бешенным темпом ритм-игр, и получили атомную Crypt of the Necrodancer.
В самом названии игры скрыт некий каламбур (NecroDancer-NecroMancer), оно же говорит нам о главном антагонисте игры – злобном Некродансере, в пещеру которого попала юная девушка Каденс, пытаясь отыскать следы своих пропавших родителей. Некродансер крадёт сердце Каденс и заставляет его вечно биться в ритм музыки. С этого и начинается сюжетная перипетия игры, полностью понять которую можно лишь пройдя её за нескольких героев (а их тут, как вы уже догадались, больше чем один, и каждый со своей механикой).
Итак, о механике. Мы управляем героем в четырех направлениях, стараясь при этом ходить в такт музыки. Удары по многочисленным врагам наносятся автоматически в соответствии с экипированным оружием и с направлением нашего движения. Враги тут не просто статисты – у каждого есть свой паттерн движений (тоже в такт музыки), на каждом этаже есть мини-босс – монстр с более сложной механикой и повышенным запасом здоровья, охраняющий проход дальше. А в конце каждой зоны (состоящей из трех этажей) вас ждет схватка с Большим Боссом – этот уже вовсю использует миньонов и специальные навыки. И так до тех пор, пока вы не доберетесь до самого Некродансера.
Также в игре есть специальные предметы и заклинания (начиная от лечилок, заканчивая фаерболами), и огромное количество различной экипировки, получаемой как из сундуков, так и в магазине на каждом этаже (магазины – отдельная история, их можно распознать по прекрасному пению торговца под саундтрек, звучащему при приближении к лавке). Предметы и экипировку можно разблокировать в лобби между забегами, используя добытые в последнем забеге кристаллы. По большому счету это и есть вся механика – одновременно такая простая и такая сложная. Разумеется, тут есть и другие режимы игры, помимо стандартного – дэйлики, локальный ко-оп (за одним устройством), “бесконечный” режим – всё по канону.
Конечно, как и в любом уважающем себя рогалике тут нет никаких сохранений, и каждый раз, умирая, вы будете начинать игру сначала (правда, каждая зона проходится отдельно, что укорачивает забеги и не дает игроку утомиться). И если первая зона проходится за часик-другой даже безрукими тугодумами, напрочь лишенными слуха (типа меня), то покорение дальнейших просторов игры потребует уже гораздо бОльших усилий (если верить статистике Стима, то последнюю зону за Каденс прошли лишь 7% игроков, не говоря уже об остальных персонажах, один из которых, например, умирает от одного-единственного пропущенного бита).
В любом случае, в сухом остатке мы имеем идеальную механику, где вы каждый раз все лучше и лучше узнаете движения монстров, приноравливаетесь к ритму и к своему персонажу, открываете новые виды экипировки, которые могут слегка облегчить вам жизнь, да ещё и с отличным управлением (кстати, игра портирована на iOS, и там, скажу я вам, управление тоже отличное).
А теперь о главном в любой ритм-игре, то есть о музыке. Основной саундтрек писал ни кто иной, как Danny Baranowsky, автор музыки в Super Meat Boy и The Binding of Isaac. Ну вы поняли – музыка божественна :) Написанная в разных стилях, с разным, но при этом очень четким ритмом (то, что нужно!), а ещё от уровня к уровню постепенно, едва уловимо, но все-таки ускоряющаяся. Но это не всё – ведь у многих героев свои версии музыкального сопровождения! Тут вам и электро-пиано версии от A-Rival, и рок-металл каверы от довольно известного в интернете FamilyJules7x, и много чего ещё. Практически каждый найдет тут музыку себе по вкусу. Ну а если по каким-то причинам вам всё же хочется чего-то своего – не беда, в игру можно добавлять свои треки, они обработаются специальным алгоритмом и всё также будут заставлять вас действовать по ритму.
Но хватит о музыке – с ней всё понятно. Поговорим о графике: игра выполнена в пиксель-арт стиле, что ничуть не мешает ей быть безумно красивой, яркой и красочной. Все монстры выполнены “с любовью” к деталям (одни танцующие скелеты чего стоят!), все зоны прекрасно различимы между собой, все анимации плавные.
Есть ли вообще у этой игры недостатки? Скажу честно, сколько ни искал-не обнаружил ничего. Ну не считать же таковыми высокую сложность (это скорее плюс) или визуальный стиль, который может оттолкнуть наследников небезызвестного графа О'Дрочера. Да тут даже официальная локализация есть, и весьма неплохая.
Подведем итоги: оригинальная идея, прекрасное техническое исполнение, шикарная музыка-всё это вас ждет в Crypt of the Necrodancer, игре, которая может не понравиться только закостенелым казуальщикам.
Оценки:
Геймплей 5,0/5
Визуальный стиль 5,0/5
Саундтрек 5,0/5
Общая оценка - первая среди моих обзоров чистая 5/5.