Еще несколько минут назад главная героиня CONTROL, Джесси Фейден, бродила по дождливому Манхеттену и разговаривала сама с собой. Неожиданно она набрела на таинственное Бюро контроля, расположенное в огромном здании, стоящем в самом центре Нью-Йорка. Ресепшен пуст, никто не дежурит и у рамки металлодетектора. Любопытная барышня входит внутрь, где встречает Ахти, пожилого уборщика-финна, пожалуй, единственного фактурного персонажа игры. Чуть позже героиня находит труп директора, который застрелился из табельного оружия, берет пистолет в руку, после чего сама каким-то непостижимым образом становится директором Федерального Бюро Контроля.
Ты не поверишь, но это – обычный офис в Бюро.
Головокружительный карьерный взлет хоть и стал неожиданным, все же, как думает героиня, сыграл ей на руку: 17 лет назад при странных обстоятельствах пропал брат Джесси. После непонятных событий в их родном городке его забрали сотрудники Бюро, поэтому она не без оснований полагает, что новое назначение может как-то помочь с поисками. Вскоре девушка встретится с Ииссами, загадочными существами из параллельной вселенной, способными вселяться в обычных людей, а также обнаружит, что здание Бюро – не самый обычный небоскреб, стоящий в центре города.
Старейший дом – так называется здание Бюро в многочисленных вымаранных документах, в изобилии встречающихся героине в бесчисленных кабинетах – живет собственной жизнью. Его структура, положение комнат и коридоров словно дрейфуют между измерениями, постоянно меняя свою планировку, выбрасывая героиню из привычного ей окружения, а затем возвращая ее назад.
Завязка игры чем-то напоминает роман Стивена Кинга. Все запутанно, странно и очень тревожно. Постоянно ждешь от игры какого-то неожиданного поворота, необычного сюжетного твиста, который почему-то все не происходит. Забегая вперед, стоит признать, что чего-то выдающегося и шедеврального можно и не дождаться, но на играбельность это особо не влияет.
По части игрового процесса CONTROL представляет собой довольно привычный экшен от третьего лица с весьма неплохой боевкой. Со временем Джесси обретает ряд необычных способностей, которые в сочетании со стрельбой делают ее встречи с врагами весьма зрелищными и интересными. Чтобы получить очередное умение, нужно найти определенный предмет Силы и выполнить испытание. Звучит очень пафосно и круто, но на деле все это выглядит как рядовая и совсем несложная миссия. Умения следует прокачивать, так что со временем Джесс становится все сильнее.
В бою можно эффектно и насмерть закидать кучу врагов парой офисных столов или стеллажей, прикрыться щитом из каменных обломков от особо агрессивных нелюдей или просто взорвать их метким выстрелом в газовый баллон. Есть еще несколько приемов, но в большинстве случаев управиться с рядовыми одержимыми помогает старый добрый пистолет с бесконечными патронами и метание предметов. Со временем сражения становятся более сложными, но при должной сноровке и прокачке даже под конец игры они не покажутся для новоиспеченного директора сколько-нибудь серьезным испытанием.
К сожалению, враги тут достаточно тупы, поэтому ничего не мешает мочить их по одному или скопом, вовремя перебегая между укрытиями, прячась за очередной колонной или ящиком. Постоянно двигаясь, собирая кристаллы для восстановления здоровья, левитируя, чередуя укрытия со щитом и отстреливаясь, зачастую даже не успеваешь заметить, как все эти злые ребята со снайперскими винтовками и гранатометами в очередной раз кончаются. Впрочем, неожиданные встречи с некоторыми боссами часто требуют от игрока полной отдачи, но и среди них есть довольно унылые исключения.
Идеальная тактика – сочетание стрельбы и телекинеза: кинул во врага погрузчик или добротный кусманчик бетонной стены, шмальнул пару раз в газовый баллон, тут же запустил ошалевшему одержимому железный стеллаж с ведрами и грязными тряпками прямо в морду, а затем красиво добил контрольным в голову! Оглядываешься кругом и понимаешь, что другим врагам тоже неслабо досталось. Если кто-то выжил, повторяешь все еще раз. Шикарно!
Каждое помещение Старейшего дома продумано до мельчайших деталей, с тщательностью обставлено, отлично запоминается и грандиозно разлетается в щепки во время боя. Отдельно отметим свет и различные эффекты. Тут специалисты также справились на твердую «четверку» с плюсом, но вот с оптимизацией дела обстоят несколько иначе. Если бы не просадка кадров при сражениях, цены бы не было всем этим щепочкам и частичкам, разлетающимся во все стороны при перестрелках!
Неизвестно, как обстоит дело с версиями для других платформ, но на Xbox One игра начинает неслабо лагать уже при появлении трех-четырех врагов, поэтому всю детальность прорисовки можно увидеть за счет неожиданного слайд-шоу, к которому постепенно начинаешь привыкать и постоянно находишься в напряженном ожидании очередного жесткого проседания кадров. Если бы не это досадное недоразумение, за «графон» можно было бы поставить и «отлично», но эта оценка достанется звукорежиссерам и композиторам. Их умелая работа нагнетает атмосферу похлеще всех этих графических и сценарных наворотов. Помимо стильных эффектов и композиций, созданных специально для игры, в огромном правительственном здании можно услышать самую разную музыку, начиная от классического рока до финских ретро-хитов из 70х. Все это отлично сочетается с визуальным рядом и неторопливым сюжетным повествованием, разбираться в котором порой увлекательнее, чем биться с врагами и заниматься другими обязанностями, лежащими на плечах новоиспеченного директора Бюро.
Такими досье усыпаны полы, столы и вообще все горизонтальные поверхности.
Будет что почитать.
Стоит отметить, что для полного понимания сюжета желательно тщательно исследовать все закоулки здания, общаться с персоналом, а также читать секретные документы, слушать аудиозаписи и смотреть видеозаписи, щедро разбросанные по уровням. Они содержат не только множество информации о таинственном здании и работе каждого из отделов Бюро. Часто в них можно встретить интересные отсылки и почерпнуть полезные сведения, которые могут пригодиться для прохождения.
Игра оставляет весьма приятное впечатление, но ее техническая реализация порой расстраивает. В паре мест прямо во время сражений существует опасность неслабо провалиться в текстуры, после чего приходится загружать сохраненную игру и заново бежать к тому же месту через несколько локаций. О просадках кадров и оптимизации мы уже говорили выше, поэтому повторяться не будем. Гораздо сильнее расстроило другое. Наиграв добрых десять часов, автор обнаружил, что все сохранения куда-то испарились, поэтому пришлось начинать заново. Делает ли это игру плохой? Нисколько. Наверняка разработчики в скором времени исправят названные выше недочеты.
На полное и вдумчивое ознакомление с игрой уйдет около двадцати с небольшим часов, но это определенно стоит того, особенно если вы – поклонник творчества студии Remedy. У финнов получилось создать добротную, стильную и интригующую метроидванию, аналогов которой среди проектов последних лет так быстро и не припомнишь.