DISCLAIMER!
Ниже речь пойдет о не совсем популярном жанре игровой культуры, а именно о визуальной новелле. Игра выполнена по всем канонам стиля отцами жанра – японцами. А это значит – лица в стиле аниме, большие глаза, гротескное выражение эмоций, глубочайшие размышление о смысле смыслов бытия, лепестки сакуры в кодексе самурая. Более того, сам геймплей характеризуется одним словом – чтение. Именно так, всю игру Вы будете читать и делать выбор между двумя-тремя вариантами один раз в час. Никакого ураганного экшена и тактикополитических интриг на мировой карте. Здесь будут лишь статичные в 95% случаев картинки под мерные восточные мотивы. Также, словарная доля данного опуса не сопоставима крайне мала в сравнении с объемом текста в самой игре. Если Вы проскролили вниз и сама мысль о чтении стольких букв ввергает в ужас – проходите смело и не задерживайтесь. Я предупредил, можно уходить.
Воот, теперь, когда большая часть аудитории покинула эту страничку, можно начать рассказ о данном представителе жанра для тех пятерых, кому не чужды напевы страны восходящего солнца. Да… совсем забыл, это не гаремник чуть менее, чем полностью, а эротический контент рассмотрят лишь самые ярые пуритане. Нет тут такого, тут про другое.
(звук четырех складывающихся стульев и шарканье к выходу…)
Мы живем в век нанотехнологий и покорения космоса.
Поистине прекрасно чувство, когда для кого-то ты сам
являешься и целью, и открытием, и целым миром.
Нужно с чего-то начать.
Как часто нас посещают мысли о несправедливости мира? Как часто мы готовы подвергнуть критике все и вся? Почему чаще всего несчастье идет рука об руку с одиночеством? Эти мысли хоть раз да посещали каждого, а горесть обиды заставляла идти по пути саморазрушения. Ведь ненависть порождает лишь большую ненависть. Все же есть шанс, просвет в чреде темных дней. Этим шансом окажется другой человек, случайно явившийся на тернистом пути. Этот человек повлияет на нашу жизнь, косвенно, или напрямую. И мудрый человек уцепится за этот шанс, приложит максимум усилий, т.к. счастье стоит того, чтобы за него бороться.
Простой парень, школьник Томоя Окадзаки, приветствует нас с первых минут истории однозначным заявлением человека, прошедшего большую часть жизненного пути: «Ненавижу этот город…». Типичные мысли шалопая, пинающего банки на улице. Бесчисленные прогулы, низкие оценки, дурная слава среди одноклассников, друг-хулиган – откуда же взяться социальной приспособленности и значимости при таких условиях. Весь остаток дня протагонист шатается по городу, изнывая от безделья, игнорируя все школьные кружки и классные часы. Бесцельно проходят и его вечера. Домой Томоя возвращается редко и крайне неохотно, ведь там скорее всего, опершись на стену, спит перед столом и включенным телевизором пьяный в дым отец.
В этой семье переломным моментом была смерть матери главного героя, подкосившая обоих мужчин в семье. С этого момента, не способные как-либо изменить факт потери, отец и сын все более отдалялись друг от друга, закрываясь каждый в своей оболочке. Проблемы на работе отца, вытекающее пьянство, страсть к азартным играм, ругань между собой, взаимные обиды. Жирной точкой стала драка, в следствии которой Томоя получил травму. Более никем, кроме врага, сын отца не считал. Естественный пример и авторитет в воспитании был утерян, и парень был предоставлен сам себе.
Обычное утро опаздывающего
Ничего не предвещало беды, вернее, не сулило улучшений. Томоя подымался в ненавистную школу, где ему предстояло отбыть последний год, а затем погрузиться во взрослую рутину. И встретил он там девушку, неуверенно бормочущую себе под нос что-то о сладкой выпечке. Она выглядела так неуверенно, что несмотря на школьную форму выпускницы, все же сомневалась, идти или не идти в школу. Несерьезному хулигану было невдомек причины столь глубокого колебания, и он бросил небрежное ободрение незнакомке, к их общему удивлению, заимевшее успех. Возможно, Томоя пересытился негативными мыслями, и ему захотелось хоть немного поднять настроение себе, возможно цветущая сакура была причиной обновленного восприятия, возможно Земля в этот момент слегка замедлила свой ход. Но это случайная встреча запустила целую цепь событий в жизни главного героя.
В этих глазах можно утонуть... в прямом смысле
Школа – преддверие жизни
Основной театр событий – это высшая школа одного из небольших городков Японии. И, как водиться во всех представителях тега «школа», нас встречает вся палитра ощущений того самого учебного процесса. Скучные занятия, выпускные экзамены, кружки после школы, импровизированные соревнования, дурачество с другом после школы, и конечно же, интерес к противоположному полу. Сам протагонист брюзжит во все направления, цинизмом стелет себе дорогу, отпускает колкости в адрес чуть более успешных социальных особей и не преминет возможностью подшутить над нечего не подозревающей жертвой. И, казалось бы, банальнее некуда, и на каждом шагу избитость темы, дежавю, и ничем не выделяется.
Действительно, если отыгрывать роль того самого невеселого хулигана, которым предстает перед нами Томоя в самом начале, то спустя небольшой промежуток игрового времени, парень придет к единственному пути, стилю жизни ведущего в никуда.Он все отвергает, и нет ни в чем утешения, а те немногие попытки втянуться в процесс, именуемый «Жизнью», не венчаются успехом.
Извечное соревнование "Кто больший дурень". Первое место придется делить
Стоит присмотреться
Не нужно удивляться мыслям Томоя, ведь его взгляды отталкивались от влияния внешнего мира, коий далеко не так покладист, как мы привыкли с детства. Одна из целей семьи, воспитывающей ребенка, это постепенно дать чаду понятие о непростой жизни за пределами отчего дома. Семья убирает заграждения, один за одним, мало-помалу увеличивая напор жестокой реальности.Томоя с детства не имел такой простой вещи, как родительское понимание и совет.
Отвергнув скептицизм, главный герой может сбросить с себя на время непробиваемую броню и подпустить к себе ближе кого-либо. Предприняв усилие и должную смекалку в выборах, мы вместе с главным героем наблюдаем развитие его как личности, что способствует в свою очередь познанию окружающих с тех сторон, которые ранее были невидны. Томоя из поверхностного грубияна постепенно эволюционирует в сочувствующую личность, способную не только лишь следовать своим собственным прихотям, но также готовым на самопожертвование и альтруизм.
Даже в библиотеке так просто не уединиться
Проклятие мультивыбора
CLANNAD дает нам возможность поучаствовать от лица протагониста во множестве судеб этого маленького городка. Практически каждая встреча влечет за собою череду событий, совпадений, и здесь авторы не ограничились лишь судьбами сверстников Томое. Он может встретить интересных, незаурядных личностей, и каждый из них при более глубоком изучении раскроет себя.
Игра не является распространенным в глазах ценителей жанра симулятором свиданий. Отнюдь. Игроку на пару с главным героем придется принимать непростые решения, порою противоречащие с реальными чувствами. Целью является не набор очков с красивой девочкой на свидании (хотя этот момент в одном эпизоде был также иронично обыгран), не получить ачивку за романс сразу со всеми. Здесь эти вещи более второстепенны. Цель игры – раскрыть истории людей, их переживания, стать частью чужой судьбы, частично сделать ее своей.
Сладкие грезы посреди коридора могут быть опасны для вашего самочувствия
Эмпатия - не порок, но и не благо
Мы как раз подобрались к основному. В плане восприятия CLANNAD является драмой, разбавленной комедией в умеренных дозах и романтикой в достаточном количестве. Они мирно уживаются между собой, чередуясь, имитируя жизненный цикл взлетов и падений,триумфов и трагедий. Искренность эмоций на экране мало кого оставит безучастным, а душещипательный саундтрек качественно задает настроение и заставит сущность в груди рваться наружу. Большинство сюжетов довольно тяжелые в эмоциональном смысле, так что не стоит удивляться, если финальные кадры будут смыты блюром слез. В этом вопросе мастера-японцы, как всегда, на высоте, сдерживаться нет смысла.
Теперь тема игры. Ею является семья как явление, как функциональная ячейка общества и как одно из ценнейших достояний. Так или иначе, каждая история связана с отношениями людей внутри семьи. Будь то внутренний конфликт детей, взаимные обиды, отчужденность, непонимание, жертвенность, склоки и откровенность – перечислить все аспекты и охват игры сложно. Плюс ко всему, семья здесь также фигурирует как некая абстракция образа, и действующие лица при этом не являются кровными, либо дальними родственниками. Рассказ не о сожительстве под одной крышей, а про сами отношения, их разнообразие и хрупкость. Порою есть ощущение недоумения насколько знакома та или иная ситуация, обыгранная на экране, насколько близки переживания кого-то из них.
Положи словарь на место! Мы - цивилизованные люди! Мы сможем все обсудить!!
Роман, не забывающий, что он – игра
Здесь самая классическая механика прохождения, характерная для визуальных новелл – перепроходить придется не раз. По ходу повествования и определения пути следования Вы и главный герой будете открывать альбом иллюстраций что является индикатором открытого внутриигрового контента (100% - Вы видели все, логично же). Радуйтесь, страдайте, влюбляйтесь, сокрушайтесь, творите глупости, ведь никогда не знаешь точно, чем закончиться что-то невинно начавшееся. По факту, мы имеем 2 места действия - Наш, обычный Мир и Иллюзорный Мир. Ценность второго при всем желании не объяснить вплоть до самого конца - тогда все поймете сами. Помимо этого, при определенных обстоятельствах Томоя будет получать маленький огонек СВЕТА, и эти огоньки будут отражаться в главном меню игры. Понимания количества этих сияющих вещиц крайне важно, ибо игра делиться на две части. К первой части можно приступить в любой момент, ко второй лишь насобирав достаточное количество таких наград. Заглянув под спойлер, можно узнать сколько нужно набрать огоньков, чтобы продвинуться дальше. Эта информация поможет сориентироваться в пространстве, не более.
Нужно 13 огоньков, чтобы открыть финальную, «истинную» концовку. При наборе нужного количества музыка в главном меню немого измениться, а огоньки начнут пульсировать.
Запаситесь терпением, ведь даже с гайдом под рукой у Вас уйдет свыше четырех десятков часов на чтение всего сюжета, без неудачных концовок. С перемотками… По большому счету порядок прохождения большого значения не имеет, но история постепенно, без скачков и минимум вопросов развивается в нижеприведенной последовательности. Не догма, а руководство.
В AfterStory работаем на результат, последовательность не имеет значения.
В конечном итоге игра окупит с лихвой затраченное время, наполнит эмоциями и смыслом сознание, заставит о чем-то задуматься. Обаятельно.
Его суперсила - гнуть сигарету усилием воли
Немного о медиа
CLANNAD уже давно является культовой на родине, были сняты два сезона аниме, полнометражный «фильм» и спешлы. К слову, не рекомендуется смотреть их ДО полного прохождения игры, т.к. во-первых, спойлеры, во-вторых, добрая половина контента урезана с потерей нюансов. Кому как, но мне было заметно.Да и в самих экранизациях полно новых сцен, незначимых, но обогащающих общую историю. Ознакомиться стоит, но не ставить выше оригинала.
Самый пафосный электрик, которого когда-либо встречали
Итог субьективизма
Эта игра по праву может считаться (или уже считается) культурным и художественным достоянием, а не третьесортным чтивом. Здесь нет убийств, но есть смерть, здесь нет конкретно выраженного сюжета изначально, но он выстраивается в конце, здесь нет мира, который нужно спасать, здесь нужно понять себя.
Крайне сложно бесстрастно, хладнокровно поставить оценку. Этот текст написан вольно и не всегда связно, в нем немного конкретики. Такова и сама игра – в определенные рамки не запихнешь, толком, что случилось, не расскажешь, додумываешь, а в уголке глаза начинает что-то блестеть. Потому присуждаю наивысший балл и почетное место в сердце.