Вышедшая в 1993 году пошаговая космическая стратегия Master of Orion – это не просто живая классика. Это, по сути, первоисточник глобальных космических стратегий, первый представитель жанра 4Х – eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate. И Galactic Civilization, и Imperium Galactica, и многие другие игры идут по пути, что был проложен «Мастером Ориона».
История серии бесславно оборвалась в 2003 году, когда ее доверили сторонним разработчикам. Quicksilver Software не сумели воспроизвести гениальную формулу первых двух частей, и об игре забыли на 13 лет. Можно подумать, что история повторяется – посторонние люди решили вдохнуть в Master of Orion новую жизнь.
Имея дело с ремейками старой классики, всегда приятно ругать их на чем свет стоит, перемежая язвительные замечания благоговейными дифирамбами в адрес оригинала. Увы, в этот раз богатый запас сарказма пропадет даром. Wargaming и NGD Studios делают шедевр.
Новый день в Галактике Ориона
Как и раньше, в Master of Orion: Conquer the Stars игроку предстоит примерить на себя корону верховного правителя одной из десяти рас и привести ее к господству в Галактике Ориона тем или иным путем. Можно выиграть выборы в Галактическом Сенате и стать лидером Галактики. Можно создать огромную всесокрушающую армию и загнать все прочие расы под свою железную пяту. Можно разработать невообразимые технологии, приближающие вашу империю по силе к богам. В оригинале можно было еще захватить Орион, после чего нанести удар по его извечному противнику – Антаресу, скрывающемуся в другом измерении. Но из превью-версии пока что неясно, будет ли данная возможность реализована в финале.
Пока что из десяти стандартных рас на пробу разработчики дали нам всего шесть. Все их преимущества и недостатки тоже аккуратно перекочевали из первых частей игры. Люди сильны в торговле и дипломатии, но никакие разведчики. Ящерицы-Саккра плохо развивают технологии, зато великолепно размножаются. Псилоны не умеют воевать, зато лучше всех изучают технологии, Булрати здорово управляются с пехотинцами, но посредственно – с наукой. Котики-Мрршаны хорошо стреляют и вообще симпатяги, а птички-Алкари – лучшие пилоты Галактики. Шпионы-Дарлоки, экспансионисты-Силикоиды, киборги-Меклары и коллективный улей Клаконов в превью-версии отсутствуют. Точно так же не завезли зловещих Эоладов, что любят колонизировать газовые гиганты, водоплавающих Трилианцев и другие расы, запомнившиеся нам по Master of Orion 2. Генератор собственных рас в превью-версии тоже недоступен.
Определившись с подопечными, задаем размер Галактики и ныряем в будни лидера нации. Все стандартно – строим флот, двигаем вперед науку, возводим на своей планете самые разные постройки. Рано или поздно наши скауты наткнутся на корабли других рас. Тогда в дело вступит наш дипломатический талант. Когда все расы будут открыты, в игре появится возможность собирать Галактический Сенат. Раньше в нем можно было принимать десятки самых разных законов и время от времени проводить выборы Правителя Галактики. В превью-версии, увы, галактического законодательства пока нет. Лидера выбирают голосованием за одного из кандидатов, обладающих наиболее крупными империями. Это довольно спорный шаг – в первых играх подсчитывался общий рейтинг каждой империи с учетом ее технического прогресса, размера флота, населения и так далее. Впрочем, критиковать что-либо еще очень рано. Совершенно ясно, что к финальной версии игра существенно преобразится.
С миру по нитке...
С первого взгляда становится ясно, что тандем Wargaming и NGD Studios решили не делать строгий ремейк первой или второй игр, а вобрать в свою версию все самое лучшее, что было в серии. На самой большой на данный момент карте может быть порядка сотни звезд. На первый взгляд этого мало, но на деле количество оптимально и не вынуждает игрока часами тупо рассылать корабли-разведчики. Перемещаются ваши суда по специальным гипертуннелям от звезды к звезде. Точку выхода можно заблокировать флотом или построить там специальную военную базу. У каждого светила может быть до пяти планет. Они отличаются размером, биологией, богатством природных ресурсов и наличием бонусов. Например, в мире, где были найдены артефакты других цивилизаций, будет активнее развиваться наука, а с планеты, на которой есть залежи золота, поступит больше налогов.
Иногда вам будут встречаться пиратские базы или грозные космические монстры, стерегущие ту или иную систему. Одним словом, в ремейке реализованы все лучшие идеи из первых игр.
Рано или поздно ваш скаут наткнется на планету, которую защищает гигантское биомеханическое чудовище. Поздравляем, вы отыскали Орион, древнюю столицу галактической империи, по сей день охраняемую автоматическим Стражем. Когда вы соберете флот, способный уничтожить Стража, то, помимо самого опасного оружия в Галактике, «Луча Смерти», получите целый букет технологий и огромную прибавку к голосам в Сенате. Кроме того, в Master of Orion 2 с этого начиналась тотальная война с грозными Антареанцами – пришельцами из другого измерения, которые в свое время воевали с Империей Ориона и поклялись уничтожить всю жизнь в Галактике. Даже если в финальной версии их не будет, задел на DLC уже есть.
Никуда не делся и фирменный конструктор кораблей MoO. В превью-версии он несколько урезан – на каждый класс есть только по два корпуса. Тем не менее, весь «обвес» уже доступен, и при должном расчете стандартный «корабль-середнячок» можно переделать в грозный разрушитель всего сущего. Само собой, производство таких машин обойдется вам в копеечку, зато как приятно видеть, как один модифицированный крейсер разносит в пыль десяток «штампованных»!
Возвращение на Орион
Дерево научного развития в почти неизменном виде позаимствовали из второй части игры – оно идентично «Цивилизации». Во многих случаях игроку придется выбирать, на какой разработке остановиться. Например, придумав «термоядерное оружие», нужно будет решать, что важнее – термоядерные бомбы, которыми легко и приятно уничтожать с орбиты колонии врагов, или луч для боевых кораблей, прожигающий любую броню. Впрочем, второе открытие, как правило, всегда можно раздобыть у других рас дипломатическим путем. Или приказать своим шпионам его выкрасть – но, увы, в превью-версии отключен шпионаж. Кроме того, сейчас в игре нет нейтральных планет с малыми расами, любящими давать нам задания. Также непонятно, будут ли в Master of Orion: Conquer the Stars герои, которых можно было ставить во главе флота или назначать планетарными губернаторами.
Разумеется, многие вещи пока не работают. Искусственный интеллект явно не активирован в полную силу – он старается ловчить, но совсем не способен угнаться за человеком. С другой стороны, разработчики не учат его мошенничать. Компьютер выставит против вас ровно столько кораблей, сколько умещается в лимит и на сколько хватило денег, не «рисуя» себе очередную армаду на ровном месте. Галактическое сообщество пока никак не реагирует на тотальное уничтожение расы или применение бактериологического оружия, а случайных событий очень мало. Тем не менее, следует помнить – это всего лишь ранняя версия, уже сейчас заслуживающая высочайших оценок. При всем желании, критиковать данный ремейк не за что.
Конечно, своим успехом Master of Orion: Conquer the Stars во многом обязан оригиналу. Это ведь в 1993 году были придуманы все принципы и решения, которые сегодня просто бережно воссоздаются Wargaming и NGD Studios. С другой стороны, разработчики достойны всяческих похвал хотя бы потому, что, выбирая все лучшее из прошлых игр, не лепят совсем уж чудовищной отсебятины, которая может разрушить баланс и атмосферу. Если тенденция сохранится, Master of Orion: Conquer the Stars станет главным претендентом на звание «стратегии года».