Качественные игры можно смело называть произведениями искусства, так как в них присутствуют интересные истории, художественное видение, работа дизайнеров и персонажи с оригинальными характерами. Однако на вопрос можно смотреть и с другой стороны. Интерактивные развлечения – это еще и бизнес, причем очень и очень прибыльный. Каждый год индустрия приносит доход в размере $150 миллиардов. Преимущественное большинство компаний, по крайней мере, крупных, при создании конкретного проекта в первую очередь думают о потенциальном заработке. Они делают все для привлечения как можно большей аудитории и создания условий, в которых их продукция станет финансово успешной. Порой в погоне за популярностью и вниманием потребителей игровые компании принимают странные и даже немного безумные маркетинговые решения.
Шокирующая реклама и скандальные промо-акции наблюдались на протяжении всей истории индустрии. От некоторых инициатив подобного рода глаза округляются, а нижняя челюсть непроизвольно опускается вниз. Не верите? Тогда продолжайте читать сегодняшний материал. Редакция Gamer-Info изучила вопрос и собрала информацию о самых скандальных и странных маркетинговых решениях игровых компаний.
Давайте сразу с места в карьер – взглянем на рекламные акции ныне почившего издательства Acclaim Entertainment. Ребята в маркетинговом отделе компании сидели «креативные», ничего не скажешь. В день релиза Burnout 2: Point of Impact на территории Великобритании они предложили всем гражданам страны нарушать правила дорожного движения. Издательство пообещало оплатить любые штрафы, которые полиция выпишет новообразованным «гонщикам». Стоит ли говорить, что правительству государства не понравился такой провокационный ход со стороны Acclaim. Власти раскритиковали издательство, после чего маркетинговую инициативу свернули. К счастью, в попытке получить штраф за нарушение ПДД никто не разбился.
Вторая скандальная реклама от Acclaim связана с проектом Shadow Man: 2econd Coming. И если в случае с Burnout связь между игрой и маркетингом прослеживается, то здесь ее сложно отыскать. Компания попросту решила вызвать негодование у большей части сообщества, ведь предложила всем, кто согласится разместить на могилах постеры Shadow Man: 2econd Coming, оплатить похороны близких людей. Естественно, граждане с нормальными финансовыми доходами проигнорировали акцию. А вот бедные семьи соглашались, из-за чего поднялась волна негодования. Рекламу свернули, но память о ней осталась, в том числе и благодаря плакатам на могильных плитах.
Настоящий плакат на могиле был меньше, но суть понятна.
А знаете, что еще может вызвать столь бурную отрицательную реакцию, как предложение Acclaim? Имитация жертвоприношения. В честь близкого релиза God of War 2 Sony устроила для прессы вечеринку в древнегреческом стиле. Для этого организовали специальный декор помещения, нарядили актеров в соответствующие костюмы и притащили мертвую козу. Да, настоящее убитое животное – не манекен или бутафорию. Событие осветили в журнале Official PlayStation Magazine, после чего начался серьезный скандал. Sony тогда оперативно изъяла свежий номер с продаж, но было уже поздно, так как многие ресурсы успели раструбить о состоявшемся мероприятии. Справедливости ради нужно отметить, что представители прессы, которые даже не были на той пресловутой вечеринке, в своих материалах сильно преувеличили. Жертвоприношения не было, и сырые внутренности козы никто не кушал.
Кстати, о мясе! Знаете, какой подарок получили блогеры и профильные журналисты от создателей Bulletstorm? Небольшие морозильные камеры, внутри которых находилось сырое расфасованное мясо. Презент символизировал расчленение людей, которого в шутере от People Can Fly предостаточно. Для пущего эффекта в «подарки» положили армейские жетоны и прочие вещи. Они должны были вызвать у блогеров и журналистов ассоциацию с человечиной, а заодно и отвращение. Скорее всего, с этой задачей посылки отлично справлялись. Как и продукция в лавке Wesker & Son, которая в конце сентября 2012 года открылась в Восточном Лондоне. В заведении продавалось мясо, стилизованное под человеческие части тела. Причем детализация продукции поражала, так как очень точно наследовала первоисточник. Акция была приурочена к выходу Resident Evil 6, а все вырученные средства от продажи пищи со столь специфическим внешним видом отправили в благотворительные организации, которые помогают людям, утратившим конечности.
Ассортимент в лавке Wesker & Son.
Продолжая тему RE, стоит вспомнить французскую телевизионную рекламу четвертой части. Ролик показывал, как женщина сидит на кровати с опущенной головой и кормит ребенка грудью. Камера медленно облетала вокруг тела, скажем так, главной героини, показывая процесс во всех подробностях. А затем девушка поднимала голову и демонстрировала, что она заражена. Дальше в ролике начинали крутиться геймплейные кадры, но в тот момент в голове был только один вопрос: «Что это, черт подери, было?». Какая связь между кормлением грудью и серией хорроров про биологическую угрозу? Ответа, к сожалению, никто не дал.
Телевизионная реклама игр и связанной с ними продукции – это кладезь информации для сегодняшнего материала. Видео от французских маркетологов хоть и знатно нашумело, но оно кажется вполне безобидным на фоне ролика Life is Short от Microsoft. Его планировали использовать для продвижения первой итерации Xbox на телевиденье, но не сложилось. Рекламу сочли слишком шокирующей, что вполне логично. На первых кадрах видео демонстрируется женщина, которая переусердствовала при родах. Она так сильно тужилась, что ребенок вылетел с большой скоростью, пробил окно и умчался вдаль. Следующие тридцать секунд показывается, как малыш преодолевает километры пространства, взрослеет, стареет, а потом приземляется в могилу. Вероятно, посыл рекламы состоял в том, что жизнь коротка, и нужно отвлекаться на приятности, которые способен подарить Xbox. Однако форма подачи получилась как минимум странной.
Для гоночной аркады Juiced в свое время тоже сняли скандальную телевизионную рекламу. В ней два парня сидели в машине и раздевали девушку с помощью контроллера, а весь процесс сопровождался шутками с намеками на сексуальное насилие. Похоже, у маркетологов из THQ пропало чувство меры, и они решили создать ролик «для своих, уличных пацанов». Любопытно, что правильный посыл в рекламе – это еще не залог успеха. Важно грамотно подобрать содержание, о чем, видимо, забыла Sony, когда создавала телевизионный материал, посвященный PlayStation Portable. В нем два мальчика, черный и белый, начали ссориться на игровой площадке. Спор быстро перерос в драку, которую на экране показали во всех деталях. Сочные оплеухи, разбитые носы и губы, ярость на лицах детей – все это присутствовало в кадре. А в конце демонстрировалась PSP и надпись «безболезненная альтернатива для развлечений». Вроде бы, посыл правильный, но показывать детское насилие – крайне спорная затея.
Вообще, у Sony есть проблемы с продвижением своих портативных консолей. PlayStation Vita тоже отметилась скандальным маркетингом, причем трижды. Сначала японская компания запустила рекламу устройства со слоганом «попробуй с двух сторон». При этом рядом с консолью была нарисована женщина, которая имела грудь спереди и сзади. Таким методом Sony намекала на присутствие тачскрина и тачпада в PlayStation Vita, но получилось не слишком удачно.
Затем компании понадобилось продать лимитированное издание устройства с белым корпусом. Чтобы продемонстрировать его превосходство над стандартной версией, Sony повесила на билборды плакат со скандальным содержанием. На нем показывается, как белая женщина побеждает черную, при этом их волосы и костюмы соответствуют цвету кожи. Наверное, не стоит говорить, что баннер сочли расистским.
А последней скандальной рекламой PlayStation Vita стал ролик, где привлекательная женщина-доктор говорит, что не нужно стесняться «делать это». Ее речь намекает на самоудовлетворение, однако под конец в руках девушки появляется консоль с запущенной игрой. Вызывающее видео многим не понравилось, и под давлением сообщества его пришлось удалить.
От Sony плавно перетекаем к Electronic Arts и Dante's Inferno. Игру целиком и полностью продвигали с помощью вирусного маркетинга, но из всей кампании можно выделить два момента. Первый заключается в инициативе Sin to Win, запущенной в июле 2009 года на Comic-Con. ЕА предложила участникам мероприятия сфотографироваться с моделями, изобразив «акт совокупления». Снимок нужно было выставить в социальных сетях или прислать на почту издательства, чтобы получить приз. А вторым скандальным моментом в маркетинге Dante's Inferno стал подстроенный протест христиан. Electronic Arts наняла актеров, чтобы те размахивали транспарантами перед офисом компании и требовали запретить игру. Акция выглядит странной, но она возымела эффект – о фальшивом митинге на почве религии написали ведущие издание мира, и не только игровые.
Так же дико, как и инсценированные протесты, смотрится рекламный постер Daikatana, где была написана фраза: «Джон Ромеро скоро сделает тебя своей с*чкой». Многие оскорбились такому подходу и не поняли, какая здесь связь с игрой. Она, кстати, получилась весьма посредственным и напрочь забагованным шутером. Судя по отрицательной реакции и множеству критических отзывов, Ромеро сам принял роль «с*чки», и компанию ему никто не захотел составить.
Любопытно, что далеко не всегда странные маркетинговые инициативы заставляют чувствовать стыд или возмущение. Порой они натурально пугают, и в этом плане дважды отметилась Ubisoft. Сначала маркетологи французского издательства решили популяризировать Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction, устроив переполох в Окленде, Новая Зеландия. В один прекрасный день на улицах появился актер, который угрожал прохожим бутафорским пистолетом, прятался и бегал между укрытиями. Естественно, люди позвонили в полицию и несостоявшегося Сэма Фишера быстро арестовали. Только потом выяснилось, что оружие не настоящее, а актер лишь выполнял свою работу. Спустя четыре года Ubisoft организовала похожую по своей сути акцию, но уже приуроченную к релизу Watch Dogs. Компания прислала в офис австралийского издания Ninemsn загадочный сейф. Когда его попытались вскрыть, изнутри начали доноситься звуки таймера. Журналистам пришлось эвакуироваться и вызвать саперов, которые прибыли на место происшествия и взломали сейф. Внутри него обнаружилась дисковая копия Watch Dogs.
К теме страха также относится приложение, запущенное на базе Facebook перед выходом Hitman: Absolution. С его помощью можно было прислать человеку в друзьях сообщение с фразой: «Надеюсь, Агент 47 тебя убьет». По сути, утилита предлагала обозначить цель для главного героя игры, выбрав из списка нелепую причину. Например, маленькая грудь, крохотный половой орган, неприятный запах и так далее. Руководство Facebook инициативу не оценило, поэтому приложение удалили через три часа после запуска.
Наряду с Dante's Inferno, странной маркетинговой акцией отметилось другое произведение Visceral Games – Dead Space 2. Для продвижения хоррора Electronic Arts устроила акцию «Твоя мама ненавидит Dead Space 2». Как становится понятно из названия, ЕА дала посмотреть кадры из игры женщинам, у которых есть дети. Их реакцию на монстров, кровь и расчленение записали на видео и вставили в один из трейлеров. Ролик быстро привлек внимание общественности, после чего на Electronic Arts полилась критика. Впрочем, издательство решило всех проигнорировать и рекламу не удалять, так как в ней, по сути, нет ничего запрещенного.
А еще же нужно упомянуть акцию «купи Skyrim»! Хотя нет, это из какого-то другого материала. Но если без шуток, то перед релизом The Elder Scrolls V Bethesda провела довольно нетипичную маркетинговую кампанию, которая еще и сработала. Издательство поставило условие: если у родителей 11.11.11 родится ребенок, и его назовут Довакином, то они будут получать игры компании до конца жизни. Семья Келлермейеров на предложение согласилась и дала своему сыну имя «драконорожденный». Как говорил один известный в индустрии парень: it’s just work.
А завершим список любопытным прецедентом, которым отметилась обанкротившаяся THQ. Чтобы привлечь дополнительное внимание к релизу Homefront, компания выпустила в небо над Сан-Франциско сотни воздушных шариков красного цвета. Не видите связи? Это же отсылка к коммунизму в КНДР, как такое можно не уловить (сарказм)? И ладно бы еще проблемы были только с форматом акции, так организация тоже подкачала. Спустя некоторое время часть шаров сдулись, попадали на землю и стали валяться посреди улиц мегаполиса. Власти, посмотрев на это, заставили THQ все убирать за свой счет под предлогом, что шары могут скушать дельфины, подавиться и умереть. А вообще, игровые компании нередко что-то куда-то посылают или бросают. Electronic Arts, например, запускала физические издания Mass Effect 3 в космос, а разработчики Power Gig сбросили в вулкан контроллеры для Guitar Hero 5. Так они пытались обесценить конкурента по жанру и привлечь к себе внимание. Проблема лишь в том, что Power Gig оказалась на редкость непотребным проектом.