Вторжение России в Украину

Прошлое, настоящее и будущее JRPG

Дата публикации: 27.07.2011 14:13:41

Все мы знаем, что восток - дело тонкое. А Япония и вовсе настолько тонкое, что можно масло отрезать и намазывать на бутерброд. У жителей Страны восходящего солнца свой взгляд на многие вещи, и к совсем обычным, казалось бы, делам, они подходят очень неожиданным для жителей Запада образом.

Эта тенденция не обошла и компьютерные игры, и особенно на этой ниве отличились японцы, недаром их восприятие ролевых игр было настолько иным, что даже породило совершенно новый жанр – Japanese Role-Playing Games, более известный под аббревиатурой JRPG. С момента возникновения жанра прошло уже более двадцати лет, и я предлагаю вам взглянуть на прошлое японских ролевых игр, на то, чем они стали теперь и подумать о том, что ждет их любителей завтра.

 

Сказочные 80-е

 

Началось все в седом 1986 году с не забытого и поныне творения студии Armor Project, изданного тогда еще малоизвестной компанией Enix - игры Dragon Quest, которая дала старт одноименной серии. Юдзи Хории ступил на землю, уже облюбованную западными ролевыми играми Wizardry и Ultima. И сразу же наметилось первое расхождение между Западом и Востоком. Оно было принципиальным и техническим по своей природе - если лорд Бритиш и создатели Wizardry сделали ставку на персональный компьютер Apple II, то Dragon Quest нашел свой дом сразу на компьютере MSX и консоли Nintendo Entertainment System (NES), известной также как Nintendo Family Computer.

 

Лорд Бритиш – легендарный американский игростроитель, создавший Ultima и сделавший большой вклад в рождение корейской эталонной MMORPG Lineage. На самом деле его зовут Ричард Герриот, но кого это волнует с таким-то звучным псевдонимом.

 

С тех пор так и повелось, поскольку в Японии консоли были и остаются намного более популярными в качестве игровой платформы, нежели персональный компьютер, то и JRPG выходят сугубо на них. А серия Dragon Quest и по сей день продолжается, и знаменательна также тем, что стала первой игрой, по которой поставили... балет. Но игровой общественности она больше интересна тем, что создала несколько характерных черт JRPG.

 

Главного героя в первом Dragon Quest звали просто... Герой
Главного героя в первом Dragon Quest звали просто... Герой

 

Любовь к случайным встречам или random encounters возникла у японских игростроителей именно здесь. Прогуливаясь по подземельям первых восьми частей серии вы могли практически в любой момент наткнуться на "слаймов" с радостной дурацкой рожей (они, кстати, стали неофициальным символом серии) или каких-нибудь толстых зеленых троллей. Опыта для поднятия уровня нужно было много, и приходилось иногда прогуливаться по подземельям просто, чтобы подраться с местными "гопниками" и отжать у них немного заветных experience points.

В 1987 году дебютировала еще одна знаменитая серия - Megami Tensei с первой игрой под названием Digital Devil Monogatari: Megami Tensei.

 

Megami Tensei. Ну какая RPG тех времен могла обойтись без зеленых слизней?
Megami Tensei. Ну какая RPG тех времен могла обойтись без зеленых слизней?

 

Компания Atlus этой серией дала зачин еще одной тенденции в JRPG - миры ролевых игр не будут ограничиваться одним лишь фентези, приключения возможны даже в повседневном или постапокалиптическом Токио. От Megami Tensei отпочковалась легендарная серия Persona, ставшая одной из самых нестандартных и стильных JRPG и остающаяся ею поныне, но подробнее о ней мы расскажем позже.

А тем временем компания Square ковала в своих мрачных подземельях настоящего монстра, легенду, о которой пока никто не подозревал – Final Fantasy. Назвать так игру решил Хиронобу Сакагучи, который собирался покинуть Square сразу после его выхода. Он уже не надеялся на успех и полагал что эта игра, возможно, станет его последним проектом, потому и нарек ее Последней Фантазией.

Но все оказалось лучше, чем он ожидал – Final Fantasy зацепила игроков своим более подробным и интересным сюжетом по сравнению с Dragon Quest, и игра начала продаваться. Все же по популярности она не могла сравниться со своим "драконьим" конкурентом, но ведь это было только начало.

И еще одна традиция возникла именно в первой части Final Fantasy – знаменитые бои "стенка на стенку", когда с одной стороны стоят все ваши герои, а напротив них – враги. Тогда это было технически обоснованно - было сложно наглядно оформить битву как-то иначе. Но этот "недостаток" (по мнению некоторых) стал фирменной фишкой JRPG.

 

Final Fantasy. Герои против... зергов?
Final Fantasy. Герои против... зергов?

 

В 80-е вышло еще достаточно "столповых" игр жанра - Phantasy Star, Ys и Mother, Tower of Druaga и все они вносили свою лепту в развитие JRPG, сажая цветы, которые в полной мере расцвели в...

 

Кондовые 90-е

 

В последние два года 80-х JRPG посыпались как из ведра, и начало 90-х создатели уже встречали в атмосфере накаляющейся конкуренции. Разработчики экспериментировали над геймплеем и скрещивали тактические RPG с JRPG, создавая серии вроде Fire Emblem или Super Robot Wars. И стало совсем жарко, когда к делу подключились такие корпорации-монстры как Bandai. В то же время сюжеты JRPG начали проникать в аниме и наоборот, что значительно изменило облик игровых миров.

Создатели западных RPG давно и надолго облюбовали классические фентезийные миры, ведь в них изначально и возникали настольные ролевки, перекочевавшие на компьютеры. В то же время события большинства JRPG игр происходили в сеттингах ну совсем не похожих на классическое фентези.

 

Final Fantasy VII – одна из икон жанра и игровой индустрии в целом.
Final Fantasy VII – одна из икон жанра и игровой индустрии в целом.

 

Серия Final Fantasy становилась все популярнее от игры к игре, и именно она наиболее наглядно отразила стиль, на который ориентировались JRPG тех лет – смесь фентези со стимпанком и более легкое отношение к правдоподобности сеттинга. Хотите роботов? Пожалуйста! Хотите сражаться не только холодным оружием и магией, но и огнестрелом - да ради бога, можно даже совместить все это, получив "ганблейд". Летающие корабли-дирижабли, ставшие еще одной визитной карточкой жанра, путешествия во времени из Chrono Trigger – в JRPG использовали все, не ставя себя в рамки "классической фентези" или "строгой научной фантастики". Главное чтобы цепляло, и ведь цепляет же!

В техническом плане в 90-е также произошел переворот, ведь над горизонтом взошла звезда PlayStation, на которую немедленно перебрались многие японские разработчики игр. Новые графические возможности позволили сделать битвы и путешествия намного красочнее – тут-то японцы и оторвались, ведь они любят красивые и яркие вещи.

 

Chrono Cross. Дела становятся серьёзнее...
Chrono Cross. Дела становятся серьёзнее...

 

Визуальная часть стала одним из главных аспектов, на которые тратилась масса усилий, но не стоит также забывать и о музыке. Саундтреки к некоторым JRPG получались настолько красивыми, что их потом переиздавали в оркестровой обработке и наслаждались ими даже люди, никогда не игравшие в эти игры. Имя Нобуо Уематцу, композитора серий Final Fantasy и Chrono Trigger, навсегда вошло в историю музыки.

 

Active Time Battle – еще одна фишка жанра, впервые появившаяся в Final Fantasy IV (1991 год). Персонажи как бы "заряжаются" очками действия на протяжении какого-то времени, и как только они заполнят их шкалу - можно что-нибудь сделать: швырнуть фаерболл или отпить зельица, к примеру. Эта система стала основной для серии Final Fantasy, а потом перекочевала и в другие игры.

 

Постепенно мы подобрались к главному, коренному отличию JRPG от западных RPG – их уникальному подходу, который и придает им основной шарм, но в то же время отпугивает определенный контингент школьников игроков.

Японский разработчик в первую очередь думает, как бы сделать так, чтобы игра цепляла душу. Сюжет обычно строго линеен, или содержит несколько основных ответвлений, но при этом тщательно проработан, и на поддержку ему идут все силы – шикарные видеоролики, драматичная музыка и тщательный подбор актеров озвучивания. Часто в сюжете используются драматичные приемы, описываются не только приключения персонажей, но и их взаимоотношения вплоть до любви или ненависти. Из-за такого подхода набор персонажей, как правило, ограничен – вы только можете выбрать имя главного героя (порой и этого не дают), а уж его внешность, темперамент, а также личности спутников полностью в руках сценаристов. Это расстраивает игроков, избалованных настольными и компьютерными RPG, в которых можно создать и отыгрывать хоть негодяя-вора, хоть рассеянного мага-негра или стриптизершу-орчиху.

 

Кадр из видеоролика в Final Fantasy VIII
Кадр из видеоролика в Final Fantasy VIII

 

Бурные 2000-е

 

Недавно окончившееся десятилетие побило все рекорды по количеству увидевших свет JRPG. И неудивительно, ведь в самом его начале Sony выпустили новую консоль – PlayStation 2, и сейчас считающуюся самой распространенной в Японии, а позже мир потрясли Xbox 360 и PlayStation 3. Однако разработчики игр переходили на вторую плойку со скрипом – одна из легенд, Final Fantasy IX и Vagrant Story от Square все же вышла на PlayStation 1, не дожидаясь успеха новой консоли. Dragon Quest VII и первые две Персоны от Atlus также достались первой консоли.

Однако уже вышедшая в 2001 году Final Fantasy X стала революцией по красоте и полному использованию возможностей PlayStation 2 – это стало сигналом остальным о том, что пора подтягиваться на новый уровень, иначе конкуренты сожрут.

Еще одним знаменитым проектом, давшим начало очень необычной серии, стала Kingdom Hearts. В этой игре внезапно решили смешать героев Final Fantasy и диснеевских персонажей, и ведь народу понравилось.

 

Kingdom Hearts. Запад и Восток сошлись неожиданным образом.
Kingdom Hearts. Запад и Восток сошлись неожиданным образом.

 

В 2003 году компании Square и Enix слились в экстазе и образовали Square Enix, который и радует нас до сих пор.

Но не Square Enix-ом единым жив игрок. На поле экспериментов отличился Atlus с необычной и очень стильной Persona 3, которую недавно переиздали для PSP. Создав уникальное сочетание классической JRPG и чего-то вроде симулятора свиданий и взаимоотношений, Кацуре Хошино, Сигэнори Соэдзима и Кодзо Итагаки удалось сделать серию Megami Tensei намного популярнее. Собственно, большая часть игроков и узнала о ней впервые благодаря Persona 3 и 4. Музыку к этим играм писал Сёдзи Мэгуро, который тоже пошел на эксперимент и написал саундтрек с использованием рэпа и мелодичного рока - и это сочетание игроки восприняли ничуть не хуже чем фанфары из Final Fantasy.

 

Persona 3. Полна мифологических намеков и аллюзий.
Persona 3. Полна мифологических намеков и аллюзий.

 

Вообще за первое десятилетие нового Миллениума выпущено так много JRPG, что даже просто перечислить их сложно. Стоит отметить лишь самые выдающиеся.

Длинная серия "Tales of...", на протяжении которой разработчики вовсю экспериментировали с боевыми системами, устраивая то аналог двумерного файтинга, то битвы в реальном времени. Фантастические Star Ocean и Xenosaga. Созданная Nippon Ichi Software веселая Disgaea, по сути все же являющаяся тактической игрой, но перенявшая многое от JRPG.

 

Любопытное явление – на западе даже стали появляться игры, созданные по канонам JRPG. Пример тому – Anachronox от Ion Storm и Septerra Core от Valkyrie Studios, которые созданы вовсе не в Японии, но явно черпали вдохновение там. До сих пор не утихают споры, причислять ли их к JRPG...

 

Star Ocean. Пестрая, но грозная команда.
Star Ocean. Пестрая, но грозная команда.

 

Конец жанра или новое начало?

 

Увы, в последнее время все чаще говорят о кризисе жанра JRPG. Что, мол, в играх не появляется ничего нового, используются лишь старые шаблоны, а развитие остановилось. Вдобавок, недавняя Final Fantasy XIII многих критиков оставила недовольными - ей припомнили и "коридорную" архитектуру, и однообразность игрового процесса.

В то же время, у нас есть несколько проектов, дающих надежду.

В 2010 году компания tri-Ace разработала необычную JRPG Resonance of Fate (End Of Eternity), в которой бои происходили вообще на 90% с огнестрельным оружием, и при этом в пошаговом режиме. Вот так-то, пошаговые битвы с огнестрелом и при этом не Jagged Alliance или Fallout! Еще в игре есть замечательный дизайн и очень вкусная музыка.

 

Resonance of Fate
Resonance of Fate

 

Для консоли Wii довольно неожиданно вышла хорошая игра The Last Story, над которой потрудились главный дизайнер Final Fantasy Хиронобу Сакагучи и её же композитор Нобуо Уематцу. Такой финт ушами даже вызвал волну слухов о том, что гиганты игростроя решили совсем покинуть PlayStation 3 и перебраться на другие консоли.

Сейчас в разработке находится загадочная Shin Megami Tensei: Persona 5, про которую пока почти ничего неизвестно, кроме того, что она очень крута. Atlus не обойдет вниманием и Nintendo DS - вовсю идет разработка Shin Megami Tensei: Devil Survivor 2 как раз для нее.

Фанаты Final Fantasy ждут Final Fantasy XIII-2 для PS3 с Xbox 360 и Final Fantasy Type 0 для PSP, обе игры обещаны на конец 2011 года. В разработке также и Dragon Quest X, так что любители самой старой серии не останутся с носом.

 

The Last Story. И снова большие мечи, и жаркие битвы.
The Last Story. И снова большие мечи, и жаркие битвы.

 

***

 

На мой взгляд, JRPG еще рано хоронить. Да, произошел небольшой кризис перенасыщения, но главное что на JRPG сохранился спрос в самой Японии, для которой в первую очередь их и делают. Более чем уверен, что разработчики сумеют адаптироваться под новые реалии, и даже сыграть на возможностях последних контроллеров – Xbox Kinect и PlayStation Move. А самое главное, что многие JRPG делаются не только из желания заработать, но и из любви к искусству, поэтому в них всегда будет достаточно самого неуловимого компонента игр – души.

Загрузка...
новыестарые41 ком.
Ком. на странице5102050100
Дезмонд
tunight (уровень 26)01.10.2015 22:25:37
Dimas8071 писал(а):
На мой взгляд, делали б для JRPG наши субтитры было бы и будущие. А то сидеть со словарём безумно раздражает
А лучше пусть их совсем не делают)))
Игровой разум
skual012 (уровень 17)30.08.2015 14:59:59
Сообщение отредактировано пользователем 30.08.2015 15:03:24
Обожаю этот жанр,жалко что на сегодняшнее время мало игр выпускают. Да и в основном много игр жанра Jrpg не переводятся поэтому иногда трудно играть.
Игровой разум
Dimas8071 (уровень 16)03.08.2015 15:19:10
Сообщение отредактировано пользователем 03.08.2015 15:20:35
На мой взгляд, делали б для JRPG наши субтитры было бы и будущие. А то сидеть со словарём безумно раздражает
Член Акацуки
Vovan95 (уровень 15)28.03.2015 17:19:14
Sokol13 писал(а):
э нее, не надо нести кощунство, Судеки это натуральная РПГ европейского стиля, просто кто не в теме могут спутать
понял. а еще хочу добавить, что игры сего чудо жанра были, есть и будут выходить, преимущественно, на консолях. жаль
Санин-сенсер
Sokol13 (уровень 18)16.11.2014 14:00:36
Vovan95 писал(а):
Думаю, що поціновувачам жанру содобається гра Sudeki
э нее, не надо нести кощунство, Судеки это натуральная РПГ европейского стиля, просто кто не в теме могут спутать
Член Акацуки
Vovan95 (уровень 15)16.11.2014 13:03:20
Думаю, що поціновувачам жанру содобається гра Sudeki
Игровой мастер
pNk (уровень 14)27.10.2014 20:32:02
Крутая статья, рано списывать со счетов этот жанр игр, он ещё найдёт чем удивить.
Инкогнито29.08.2014 19:02:37
Fenix1988 писал(а):
Очень люблю этот жанр. Моя самая первая игра была на PS One - это FF8. Так и престрастился :)
Можно сказать что у меня была такая же история. Только начал не с FF8, а с FF7 - как раз на момент ее выхода. Да и вообще, девяностые для меня были самыми лучшими годами. Как в плане игр, так и в самой жизни.
Майор
Fenix1988 (уровень 17)20.08.2014 17:08:41
Очень люблю этот жанр. Моя самая первая игра была на PS One - это FF8. Так и престрастился :)
Элитный ассасин
Utkj01 (уровень 13)13.07.2014 19:27:25
Egor4299 писал(а):
Долго откладывал прочтение и понял, что зря. Действительно очень интересная статья! Спасибо большое. Сам не поклонник жанра, но все-таки хочу приобщиться к нему ибо японская культура по душе.
Тоже Поле данной статьи захотелось хоть краем глаза зацепить этот жанр , будем искать возможности.