Консольное противостояние накануне прихода девятого поколения выдалось жарким. На этот раз и Sony, и Microsoft неплохо подготовились к соревнованию. Без досадных ошибок и неприятных моментов, конечно, не обошлось, но видно, что компании стараются привлекать аудиторию разными методами. А когда на рынке появятся PlayStation 5 и Xbox Series X c Series S, консольная битва разгорится с новой силой. Хорошо стартовать – это лишь полдела. Нужно закрепить позиции на рынке, а иначе конкурент вырвется вперед. Одним из главных факторов победы в продолжающемся противостоянии Sony и Microsoft станут консольные эксклюзивы. Да, именно консольные. Персональные компьютеры здесь не учитываются, ведь упомянутые компании соперничают в рамках рынка приставок, и им важно не выпускать проекты от собственных студий на платформе конкурента.
Если один из участников противостояния сможет создать много качественных игр и обойти соперника на этом поприще, то он получит весомое преимущество и больше внимания со стороны сообщества. Более того, свежие творения нужно выпускать под известными брендами, если хочется получить максимальный профит. Новая интеллектуальная собственность – это хорошо для развития индустрии, но больше всего доходов приносят известные франшизы. У Sony и Microsoft их предостаточно, но какая из компаний лидирует? Кто из них сможет затмить конкурента с помощью одних лишь брендов? Редакция Gamer-Info тоже задумалась над этим вопросом.
Xbox против PlayStation – главная битва этой осени и ближайших лет,
как минимум на консольном рынке.
Сравнение брендов будет проводиться как по популярности, так и по качеству игр, которые выходили под ними. И так как придется упомянуть немало серий и проектов, то лучше всего систематизировать сопоставление по жанрам. Начнем, пожалуй, с самого большого и популярного из них – экшенов. О, на этом поприще Sony способна уделать не только Microsoft, но и любого другого издателя. Просто загибайте пальцы: God of War, The Last of Us, Marvel's Spider-Man, Ghost of Tsushima, inFamous, Days Gone и Shadow of the Colossus.
Многие из упомянутых игр стали признанными шедеврами, а другие как минимум хорошо продались. Продолжение любого из этих проектов вызовет фурор среди миллионов геймеров. И хотя в каждом из упомянутых произведений присутствуют элементы других жанров, фундаментально они принадлежат к экшенам. А теперь посмотрим, чем там сможет парировать Microsoft. В список франшиз боевиков корпорации входят Hellblade, Perfect Dark, We Happy Few и GhostWire: Tokyo, причем последней еще нужно выйти и обзавестись фанатами. Сказать, что негусто – это ничего не сказать. Microsoft должна в будущем создать несколько крутых серий в жанре экшен и хоть как-то нивелировать колоссальное отставание от конкурента. Сейчас все ее боевики Кратосу на один зуб, поэтому в текущей категории безоговорочно побеждает Sony.
God of War с лихвой уничтожит все экшены Microsoft вместе взятые.
И раз уж мы начали с самых популярных жанров, то переходим к шутерам, с которыми сложилась полностью обратная ситуация. Японский платформодержатель уже довольно давно не выпускал качественных игр с интересными перестрелками. Серию Killzone, как самый значимый бренд в этой категории, заморозили после выпуска неудачной Shadow Fall в 2013 году. Франшизу Resistance перестали развивать еще раньше, а The Order 1886 получилась больше фильмом со вставками в виде вооруженных сопротивлений. Есть у Sony еще Syphon Filter и SOCOM, но о них многие пользователи и не вспомнят. То ли дело Microsoft! После покупки Bethesda в состав компании вошли студии id Software и MachineGames – создатели последних DOOM и Wolfenstein. Если дать указанным командам должное количество денег и творческую свободу, то они создадут изумительные одиночные шутеры. Свое мастерство разработчики уже неоднократно демонстрировали публике.
И раз уж затронули вопрос покупки Bethesda, расставим в нем все точки. Грядущие значимые релизы издательства не выйдут на PlayStation 5. Да, Фил Спенсер говорил, что этот вопрос будет рассматриваться в индивидуальном порядке для каждой игры. И скорее всего, какие-то многопользовательские творения заглянут на PS5 и может даже Switch, но имиджевые игры, способные повысить привлекательность платформы среди консольной аудитории, точно не появятся на приставках конкурентов. Все аналитики твердят то же самое, говоря: «Никто не станет платить $7,5 миллиарда, если не собирается обзавестись эксклюзивами». С этим разобрались, так что возвращаемся к шутерам. Кроме DOOM и Wolfenstein, Microsoft получила в свое распоряжение Quake и RAGE – две франшизы, которые пользуются меньшим спросом у аудитории, успели немного протухнуть из-за решений Bethesda, но все равно имеют значение. Если под этими именами выпустить годные игры, на них гарантировано обратят внимание все любители шутеров. А завершающий удар от Microsoft – это Gears и Halo. Последняя все еще считается одной из самых популярных серий в жанре, несмотря на скандалы с Infinite. Как результат, Sony на голову проигрывает своему конкуренту в этой категории. Очень странно, что японская компания не пытается выпускать эксклюзивы в жанре, который пользуется колоссальным спросом. Возможно, с приходом нового поколения она изменит свое отношение к шутерам.
Эти парни гарантируют Xbox преимущество среди шутеров на долгие годы.
Третий из самых популярных среди аудитории жанров – экшен-RPG и RPG. Здесь даже объяснять не нужно, кто победитель. У Microsoft и до приобретения Bethesda на этом поприще все было весьма неплохо. Она владела Fable, Pillars of Eternity, Wasteland и The Bard's Tale. А теперь к списку присоединились гиганты в лице The Elder Scrolls, Fallout и Starfield. Microsoft стала королем ролевых игр, ведь собрала у себя лучших мастеров жанра. Теперь компания может как бомбить брендами, так и запускать новые франшизы. Вон inXile уже создает сразу две RPG, а Obsidian анонсировала Avowed. До полного счастья не хватает только CD Projekt RED, и тогда любители RPG точно престали бы смотреть в сторону PlayStation. Ведь Sony на все упомянутые бренды может ответить только Horizon и Bloodborne, которые попросту растворяются среди описанного великолепия Microsoft.
С тремя главными жанрами разобрались, и Sony пока отстает. Чтобы счет выровнялся, давайте рассмотрим приключенческие игры. Жанр имеет ну очень размытые рамки, так что здесь будет полностью субъективный разбор. У японского платформодержателя в наличие следующие адвенчуры: Uncharted и Concrete Genie. Первая пользуется огромной популярностью среди геймеров, что и обеспечило Sony победу в четвертом по списку жанре. Microsoft не может похвастаться такими же значимыми приключенческими франшизами. У нее есть только многострадальная Psychonauts, Broken Age и частично Sea of Thieves. Последнюю, конечно, можно и к экшенам причислить, но пускай побудет здесь. Все же управление кораблем, прохождение заданий и исследование островов больше отсылает к приключениям. В любом случае победила Sony благодаря Нейтану Дрейку, его друзьям и врагам.
Дрейк, и что бы Sony без тебя делала?
Пятым жанром идут гонки, и вот здесь впервые намечается жаркая борьба. По одну сторону ринга стоят Forza Horizon и Forza Motorsport, а по другую – Gran Turismo, водичку которой подносит хромая Driveclub. Она все надеется на воскрешение, хотя такой сценарий вряд ли рассматривается Sony. Побеждает в гоночном поединке Microsoft, так как Forza Horizon 4 превосходно зарекомендовала себя и обошла всех конкурентов. Плюс ко всему в рамках бренда Forza выходят как автомобильные симуляторы, так и более аркадные проекты. Gran Turismo таким похвастаться не может, да и со времен предыдущей части с подзаголовком Sport бренд немного потерял позиции.
По сути, главные категории, в которых Microsoft и Sony будут бороться, отстрелялись, поэтому переходим к жанрам, где компании едва бодаются. Хорроры как раз из таковых. У японского платформодержателя из ужастиков есть только нишевая и запылившаяся серия Siren. Microsoft же способна парировать The Evil Within и на полставки State of Decay, которую в третьей части могут сделать более страшной. И вроде бы, создатели Xbox выглядят победителями. Первая The Evil Within получилась очень даже неплохой игрой. Но вот вторая провалилась, и захочет ли компания размораживать бренд, большой вопрос. В общем, если и присуждать победу Microsoft в ужастиках, то только номинально.
Возможно, Gran Turismo 7 поможет догнать Forza Horizon 4.
А вот дальше сравнивать точечно по жанрам не получится. У Sony из значимых франшиз остались платформеры Ratchet and Clank и Knack, головоломка Little Big Planet и слешер Heavenly Sword. Правда, последнюю вряд ли возьмутся воскрешать, так как ее создавала Ninja Theory, которая теперь входит в состав Xbox Game Studios. Тем временем Microsoft способна козырнуть двумя immersive sim – Dishonored и Prey. А еще у нее в запасе есть платформер Banjo-Kazooie и стратегия Age of Empires, которую, наверное, можно и не упоминать – эта серия обитает только на ПК.
Новая Ratchet and Clank Rift Apart смотрится восхитительно.
Проведенное сравнение показало следующие результаты: в сегменте экшенов и приключенческих игр Sony лидирует, причем в первом жанре – с огромным отрывом. Если пользователю нравятся качественные крупнобюджетные боевики с разнообразными сюжетами, антуражами и механиками, то ему лучшие обзавестись PlayStation. Однако в среде шутеров, ролевых экшенов и чистых RPG у японцев нет ни единого шанса. Здесь балом правит Microsoft, и во многом благодаря покупке Bethesda. По гонкам и хоррорам компания тоже победила, но это больше номинальный выигрыш. В целом ситуация на консольном рынке становится очень интересной. Если человек может позволить себе только одну платформу и не рассматривает ПК, то ему нужно тщательно разобраться в своих вкусах, чтобы сделать правильный выбор. Покупка Bethesda больно ударит по ассортименту ААА-произведений на PS5, и пока неизвестно, сумеет ли Sony нивелировать потери.