Нечасто в видеоиграх поднимаются серьезные, «взрослые» темы. Мы привыкли к шаблонным сюжетам, картонным персонажам и плохим диалогам, и когда на горизонте появляется проект, предлагающий игрокам оригинальный, интересный и проработанный сценарий, это воспринимается как глоток свежего воздуха. Игроки пресытились пустыми мирами. Ярким тому подтверждением является не так давно вышедшие Bioshock Infinite и The Last of Us, подарившие игровой индустрии одних из самых запоминающихся персонажей в истории видеоигр. Все это проекты ААА-класса – дорогие блокбастеры, настоящий Голливуд от мира видеоигр.
The Swapper не такой. Он позиционируется как инди-проект. То есть, относительно недорогая игра, созданная энтузиастами своего дела. Однако же вопросы, поднимаемые в ней, нужно сравнивать не с типичными или даже прорывными сюжетами ведущих игропроектов - аналогии скорее нужно искать в философских трактатах лучших мыслителей человечества. Ибо The Swapper повествует о человеке, о смысле жизни, о поиске ответов на самые фундаментальные вопросы, задают которые чаще дети, нежели погруженные в бытовую рутину взрослые. А на самые простые вопросы, как мы знаем, тяжелее всего найти ответы. По окончании прохождения The Swapper заставляет задуматься, что есть ценность бытия и зачем все это нужно. Нет, игра не решит базовые вопросы самоопределения человека, она, скорей, их обозначит и направит течение мысли в нужное русло, а осознание проблем и принятие решений оставит на волю наблюдателю.
Действие The Swapper разворачивается в далеком будущем, на исследовательской станции «Тесей», где произошла глобальная катастрофа, не оставившая живых свидетелей. «Тесей» - это исследовательский комплекс, на нем проводились необычные эксперименты. С самого начала The Swapper интригует: разрушенная станция, оставленная в запустении и хаосе, таит множество секретов, которые постепенно, шаг за шагом, будут открываться по мере прохождения.
Атмосфера космического одиночества, создаваемая The Swapper, поражает. Заброшенность и одиночество почти что физически ощущаются, обдавая холодком по коже – это проделки мозга, который под впечатлением от глубокой погруженности в мир The Swapper начинает переносить виртуальные ощущения в плоскость реального чувственного восприятия. Во многом местная обстановка и стилистика цитирует «Dead Space» и кинофильм «Луна 2112», но совершенно не пугает, скорее навевает ореол загадочности и таинственности. Все эти футуристические постройки и впечатляющие пейзажи космической бесконечности возбуждают любопытство и желание познать тайны произошедших событий. В этом посильную помощь оказывает великолепная музыка, истово подчеркивающая особую, специфическую атмосферу каждой локации, – чаще всего это меланхоличные фортепианные пассажи, навевающие мысли о неизбежности, бесконечности космоса и ничтожном участии человека в жизни Вселенной. Саундтрек можно слушать и вне игры – в этом случае он прекрасно подойдет для всяческих медитаций и релаксаций. Местная музыка очень удачно гармонирует с визуальным стилем игры.
Великолепный визуальный ряд – ключевое достоинство The Swapper. Игра вовсе не выглядит как инди-проект - это высокопрофессиональная работа программистов и художников, воплотивших на экранах игроков убедительный и красочный мир. Это необычное смешение глубоких красок и мрачной архитектуры «Тесея» создают чарующую и в, какой-то степени, магическую атмосферу, которая практически заражает своим умиротворяющим настроением. Несмотря на то, что «Тесей» покинули люди, он остается вершиной технологической мысли человечества будущего и на нем есть на что посмотреть: детализированная индустриальная инфраструктура; колоритные оранжереи; жилые модули, сочетающие в себе интерьеры будущего и практичность настоящего; далекий космос, испещренный мириадами звезд. Завороженно блуждая по этим локациям можно забыть о реальности и просидеть целую ночь за игрой, очнувшись под утро - будто переместившись обратно в свое тело из параллельной действительности.
Геймплейно The Swapper – 2D платформер с превосходными трехмерными задниками. Головоломки – основа геймплея, ими игроку придется заниматься на протяжении всего прохождения. С самого начала безымянному космонавту выдается специальная пушка, выстрелом из которой материализуется его клон, другое ее действие - возможность перемещения «сознания» космонавта в одну из его копий. Всего можно выпустить четырех клонов, они будут в точности повторять движения и действия героя – на этом и строится вся механика головоломок. Что ни говори, очень оригинальная задумка, феномену которой, ко всему прочему, в легенде игры дается четкое объяснение. Каждое задание – изолированная комната со своими начальными условиями. Задача – достать «шары», они обязательно находятся в каком-нибудь труднодоступном месте, и получить их можно проводя манипуляции с клонами и местными механизмами. Набирая фиксированное количество «шаров», открывается доступ к следующим локациям и комнатам космической станции.
В будущем к базовым элементам механики добавятся осветительные лампы, испускающие свет, меняющий свойства пространства: красный не позволяет в поле своего действия испускать «сознание», голубой не дает себя клонировать, а фиолетовый запрещает и то, и другое. А ведь еще появятся и левитационные поля, и инверсии гравитации, полностью меняющие способ восприятия пространственного положения, - все это до самого конца не даст заскучать, геймплей остается свежим и вовремя обновляется именно в то время, когда это необходимо. Несколько раз даже дадут возможность побывать в полной невесомости в открытом космосе! Головоломки в меру сложны – освоившись с механикой их решения, в дальнейшем серьезных проблем в прохождении быть не должно, однако же в процессе попадутся и «мозгодробительные» загадки, над которыми придется покорпеть, но ничего запредельно сложного таки не встретится. Баланс сложности и интересности выдержан идеально.
Для инди-сегмента рынка игровой индустрии The Swapper – незамутненный шедевр. Даже если ему и не делать скидку на нишевую принадлежность, в любом случае: эта игра великолепна. Умный, стильный, красивый и неординарный платформер, The Swapper после прохождения оставляет приятные ностальгические ощущения своей историей, манерой повествования и поднятыми философскими вопросами. А если сюда приплюсовать сбалансированную и логичную систему головоломок, получится главный претендент на самый большой и нежданный прорыв 2013 года. Какой в свое время стала Journey, собрав бесчисленное количество наград, таким сегодня стал и The Swapper – флагман инди-игр, оказавшийся полноценной «большой» и проработанной игрой.