Все грешны, все прощения ждут.
Да будет милостив ваш суд.
У. Шекспир
Японская компания Spike Chunsoft (ранее просто Chunsoft), ответственная за серию Danganronpa, может быть известна любителям японских игр как разработчик первых пяти частей jRPG Dragon Quest и со-издатель популярной серии визуальных новелл Steins;Gate.
Danganronpa: Trigger Happy Havoc, первая игра серии, вышла на PSP еще в 2010 году, но до ПК добралась лишь спустя 6 лет, зато с некоторым дополнительным контентом, о котором чуть позже.
Danganronpa – визуальная новелла, однако имеет свои уникальные геймплейные механики, и не сводится лишь к прокликиванию тонны текста (хотя и это, разумеется, присутствует). Чтобы понять, как она играется, нужно немножко поговорить о сюжетной предыстории.
Итак, мы, в роли нашего героя по имени Макото, стоим у входа в элитную школу “Пик Надежды”. Те, кто проходит обучение в “Пике Надежды”, гарантированно имеют светлое будущее. Однако, в эту школу так просто не попасть, она сама отбирает себе учеников из числа самых-самых в своих областях. Причем, области эти крайне разнообразны – от вычислительных технологий и пения, до главенства над бандами и сочинения фанфиков. Главное условие – быть лучшим из лучших. Вот только наш герой не является лучшим ни в чем. Он - самый обычный школьник с обычной успеваемостью и обычными интересами в жизни, а оказался он у ворот “Пика Надежды” просто по воле случая – раз в год школа проводит лотерею, и один ученик случайным образом получает счастливый билетик на поступление. В этом году таковым оказался Макото.
Наш герой бодро заходит в фойе своей новой школы с мыслями о светлом будущем и…теряет сознание. Очнувшись, мы находим себя “заснувшим”, сидя за партой, в крайне странном классе с наглухо заколоченными окнами. Выйдя обратно в фойе, мы оказываемся перед также наглухо заколоченным выходом в окружении еще 14 новых учеников. Все они тоже “отключились” сразу, как попали в школу. После краткого знакомства и представления, на экране появляется тень медведя(?) и объявляет об общем собрании.
Вся компания из 15 человек оказывается в спортзале, где перед ними выскакивает абсолютно сумасшедшего вида плюшевый медведь и объявляет, что он – директор этой школы. Но это не всё. “Пик Надежды” отрезан от внешнего мира, и им всем придется жить здесь до самой смерти, которая наступит нескоро, ведь школа обеспечена всеми необходимыми припасами. Но медведь, представившийся именем Монокума, сообщает, что есть шанс выбраться наружу. Для этого нужно всего лишь убить одного из своих новых “товарищей”. Причем убить так, чтобы тебя не раскрыли. С этого и начинается полная отчаяния и надежды история Danganronpa.
Игра разделена на несколько глав, а каждая глава состоит из определенных частей. Первая часть, “daily life” (повседневная жизнь) – позволяет побродить по открытым местам школы, а также пообщаться со своими одноклассниками. Это общение дает возможность собрать о новых знакомых больше информации и открывает доступ к некоторым навыкам, которые пригодятся позже по игре.
Спустя несколько дней неспокойного спокойствия, происходит “инцидент” (какой - догадаться не сложно), и начинается вторая часть главы – “deadly life” (смертельная жизнь). Здесь визуальная новелла превращается в Point’n’click-квест. Нам нужно найти все улики по “делу” и поговорить со всеми персонажами, которые могут пролить свет на тайну. Это самая простая часть игры, так как все кликабельные предметы в комнатах можно подсветить, а игра просто не даст вам продолжить, если вы хоть что-то еще не доделали или недособрали.
Разобравшись, наконец, со всеми доказательствами, каждая глава переходит в свою третью, и самую главную стадию – Class Trial (суд). Во время суда нам нужно во что бы то ни стало докопаться до истины, используя найденные в предыдущей части игры аргументы. Происходит это в виде нескольких мини-игр, среди которых наиболее важной является “выстрел” в ложные или неверные доводы оппонента “пулями правды” (теми самыми собранными уликами). Отсюда происходит название игры – Danganronpa с японского переводится как “Пуля-доказательство”. Этим суд не ограничивается, вас ждут аналоги “виселицы” и ритм-игры, и еще несколько занимательных мини-игр. А напоследок, вам нужно будет собрать картину произошедшего воедино, используя комикс.
Каждое “дело” в игре уникальное и интересное с психологической точки зрения, хотя, будем честны, догадаться об исходе большей их части довольно просто еще до начала суда. Однако, общая сюжетная линия, как раз, держит в напряжении до самого финала. Откуда взялся этот псих-медведь? Почему нас заперли в школе? Зачем ему заставлять героев убивать друг друга? На эти вопросы Danganronpa ответит лишь ближе к концу.
В ПК-версии игры добавили также режим “школьной жизни” (открывается после прохождения сюжета), где вы просто в спокойной обстановке общаетесь со своими одноклассниками, узнаёте об их интересах и формируете с ними отношения без всяких инцидентов и судов.
Визуально Danganronpa можно смело назвать оригинальной. Сочетание типичных рисованных моделей и 2D-фона комнат в стиле “трехмерной открытки” – такое точно нечасто увидишь. Причем, несмотря на простой внешний вид (не будем забывать, что игра изначально разработана для довольно слабой PSP), смотрится все равно свежо и симпатично. Ну а исполнение “суда” иначе как “чертовски стильно” описать не получится.
То же самое можно сказать и о музыке. Она не является феерической или какой-то особенной, но прекрасно дополняет историю. У каждой части игры своя тема, которую ни с чем не спутаешь. Спокойная мелодия повседневной жизни сменяется напряженной темой “инцидента”, и всё это переходит в быструю, динамичную музыку во время “суда”.
Как и любая другая игра, Danganronpa не лишена некоторых недостатков. К таковым можно отнести уже упомянутую выше излишнюю простоту и линейность “расследовательной” части – даже если сильно захотеть, упустить что-то важное не получится. Также у игры нет какой бы то ни было официальной локализации на русский язык (существуют, однако, фанатские попытки перевода, подробности - в конце под спойлером). Текста в Danganronpa, как и в любой визуальной новелле, очень много. И пусть английский язык там довольно простой и доступный, такие объемы текста неподготовленному игроку “со словариком” врядли покорятся. Желательно иметь знание английского (или японского, тут уж кому что) хотя бы на среднем уровне.
Итоги
Danganronpa: Trigger Happy Havoc – стильная игра с затягивающим и интригующим сюжетом, интересным и довольно разнообразным геймплеем и хорошо прописанными персонажами. Рекомендуется к ознакомлению всем любителям загадочных детективных историй и/или качественных визуальных новелл.
Плюсы:
+Отличный детективный сюжет
+Запоминающиеся персонажи
+Интересный геймплей, не ограниченный рамками одного жанра
+Стильное визуально-музыкальное оформление
Минусы:
-Местами излишняя линейность
-Отсутствие официальной локализации на русский язык
Оценка: 4,7/5
P.S.