Карманная игровая приставка – весьма полезная штука. Собравшись в длительное путешествие, ее можно взять с собой, чтобы скрасить скучную поездку в поезде; нескончаемые очереди в поликлинике пройдут гораздо веселей за игрой; нудная физика в школе станет самым интересным уроком за задней партой; да и поиграть перед сном, лежа на диване – милое дело. Все это прекрасно понимал Гумпэй Ёкои из Nintendo, которому, по большому счету, и принадлежала идея о выпуске калькулятороподобных игровых приставок. Назвал он их Game & Watch, т.к. самые первые игры встраивались в часы.
Игра в кармане
Технически все консоли серии Game & Watch были даже слишком простыми, отчего их и мог купить практически каждый. Ограниченный по возможностям ЖК-экран был сегментированным. Сейчас такие до сих пор используют в дешевых домашних телефонах и примитивных калькуляторах. Его главные преимущества заключаются в дешевизне и щадящем расходе батареи. А самый большой недостаток – это невозможность проецировать любое изображение. Если вы присмотритесь к дисплею калькулятора, то обнаружите множество заранее установленных символов. Так было и в этих приставках – одна игра на одно устройство. Внутри гаджета сидела материнская плата и ПЗУ, с установленной на него игрой.
Внутренности практически всех карманных игр "Электроники" и Game & Watch
выглядели подобным образом.
Портативки от Game & Watch оснащались несколькими клавишами управления (в зависимости от игры их было от двух до пяти) и кнопками для выбора режимов. «Игра 1» и «Игра 2» отличались друг от друга сложностью. Это могла быть увеличенная скорость или более настырные противники. Динамик приставки располагался сзади. Там же была металлическая подставка, благодаря которой пользователь мог, по аналогии с фоторамкой, установить консоль практически вертикально. Так как динамик оставался открытым, пользователь мог услышать встроенный будильник. Кстати, возможности поменять громкость не было, поэтому для игры за задней партой приходилось залеплять динамик скотчем.
Благодаря закрытым границам Советского Союза только избранные и особо удачливые жители были способны познать радость от покупки иностранных товаров. Большинство же – за неимением альтернативы – пользовались отечественной продукцией. Именно в связи с этим на нашей родине появились микропроцессорные игры серии «Электроника». Советские компании неоднократно копировали западные разработки, выдавая их за свои продукты. И это как раз один из таких случаев.
Вот она - самая первая карманная консоль СНГ.
Японско-русская электроника
Вообще «Электроника» была достаточно распространенным брендом в СССР. Под этим логотипом выпускались, кажется, все бытовые электроприборы. Холодильники, телевизоры, калькуляторы, магнитофоны, компьютерная периферия, телефоны и другие устройства. Сама марка принадлежала ведомству Министерства электронной промышленности, а несколько лет назад по заказу М.Видео ОАО «Видеофон» тряхнула стариной и выпустила еще несколько телевизоров. Сейчас же под этим брендом в основном выпускаются микрофоны и динамики для оповещения в общественном транспорте.
Просто скопировать игры было невозможно, ведь как минимум их нужно было перевести на русский, а как максимум – перерисовать графику. Фактически такие заводы как «Арзамасский Завод Радиодеталей», «Ангстрем», «Биллюр», «Микрон», «Октябрь», «Восход» и другие не производили ничего сами. За основу бралась микросхема Game & Watch. Память платы содержала в себе примерно 50 статичных картинок – их перерисовывали. Так, например, вместо игры Nintendo EG-26 Egg появилась «Электроника ИМ-13. Разведчики космоса». «Переписанные» платы тиражировали на заводах, после чего помещали их в корпус из металла и пластика. Консоли продавались в небольшой коробке и комплектовались банальной инструкцией.
Благодаря различным эмуляторам для PC, Mac, Android и iOS, современное поколение игроков может запустить музейные экспонаты без поиска приставок на радиорынках.
Долгое время умы инженеров были заняты большой проблемой. Как сделать игры уникальными? Копировать чужие идеи – это очень удобно, но Game & Watch не была особо плодовитой на разработки. Всего с 1980 по 1991 год Nintendo выпустила около десяти различных игр. В СССР же карманные развлечения пришлись по душе покупателям, и, несмотря на не самую маленькую цену в 25 советских рублей, раскупив несколько миллионов приставок, они требовали еще.
Спустя несколько лет работники «Электроники» все-таки смогли преодолеть заводской барьер. Между прочим, как раз вовремя, ведь СССР распадался, и границы постепенно открывались. В журналах вроде «Микропроцессорные средства и системы» начали появляться статьи об устройстве 4-битного микропроцессора серии КБ1013. Радостный технический прорыв ознаменовался тем, что у нас наконец-то начали появляться игры, которые не имели бы западного аналога в лице Game & Watch.
Ходит слух, что под металлической пластиной напечатана настоящая маркировка процессора.
Если это так, то "Электроника" ничего не производила, а просто заказывала детали на западе.
Атака клонов
Несмотря на расхожие мнения, первая игра под маркой «Электроника» была практически полностью скопирована с Mickey Mouse MC-25. Разработчики не стали серьезно перерисовывать графику. Очевидно, что с помощью клона они просто решили «прощупать» рынок на спрос со стороны покупателей. Как это было принято, приставку назвали достаточно консервативно – «Электроника 24-01». Смысл игры был понятен даже ребенку. Диснеевский Микки Маус стоял с плетёной корзинкой и ловил куриные яйца. Всего куриц было 4 – две на первом этаже и две на втором. В процессе скорость падающих яиц постепенно увеличивалась, а при достижении 999 очков, игра начиналась заново без какого-нибудь финала. Пропустив три яйца, пользователь проигрывал.
Вторая игра оказалась, пожалуй, самой популярной. «Электроника ИМ-02» была продана в сумме свыше 400 тыс. копий. Более того, многие жители СССР не знали, что кроме этого устройства были еще какие-либо карманные игры. За ее основу разработчики взяли игру EGG EG-26 от все той же серии Game & Watch. Перерисовав волка от Disney в советского волка из мультфильма, разработчики назвали игру «Ну, погоди!». Цель игры осталась неизменной – яйца ловил волк, а заяц их усердно сбрасывал.
Затем советские заводы произвели приставку «Электроника ИМ-03. Тайны океана». Это была копия игры Octopus OC-22. У приставки было всего две клавиши управления - «влево» и «вправо». На этот раз играть приходилось за водолаза, который ни в коем случае не должен был попасть в щупальца гигантского осьминога. Когда одна конечность морского чудища поднималась, игрок должен был встать на освободившееся место. Следующая конечность – следующее место. И так шесть раз. Дойдя до сундука с сокровищами, водолаз должен был утащить его на поверхность. Игроку давалось три жизни, их символизировали водолазы. Со временем, скорость также возрастала. Всего было выпущено две вариации этой игры. Первая, и самая редкая, вышла практически без изменений по сравнению с западной версией, вторая – с перерисованной графикой.
«Электроника ИМ-04. Весёлый повар» стала копией Chef FP-24. Разработчики перерисовали лицо героя, а мыши и кошки стали более дружелюбными. Играть предстояло за повара, который в сумасшедших условиях должен был готовить еду. За его движения, как и у «Электроника ИМ-03», отвечали две кнопки. Сверху кошки бросали различные ингредиенты, вроде сосисок и рыбы, а снизу все это поджидал кот и мыши. В общем, все то же самое, что было в предыдущих играх.
В оригинале "Веселый Повар" был совсем невеселым,
но мастера из "Электроники" это поправили.
В 1989 году «Электроника» решила убить двух зайцев и выпустила аж два клона Fire FR-27 от Game & Watch. Первая приставка называлась «Электроника ИМ-09. Космический мост». Второй дали имя MG-09 Space Bridge, она предназначалась для экспорта. Игрок двигал платформу, на которую прыгали парящие в невесомости космонавты. Таким образом, этот мост должен был доставить их из ракеты в луноход. Платформа двигалась только по одной оси – налево и направо. В оригинале вместо ракеты стоял горящий дом, из которого прыгали жители, вместо вездехода стояла скорая помощь, а вместо платформы на другой планете два медика бегали с носилками на Земле.
Позже компания выпустила еще несколько однотипных игр. Но нужно было двигаться дальше. Когда ученые научились менять структуру платы и код программы, начали появляться уникальные игры без аналогов из-за рубежа. Одной из таких была «Электроника ИМ-10. Хоккей». Процесс все еще напоминал «Ну, погоди!», но шайбы нужно было отбивать уже снизу, а не сверху. Появилась «Электроника ИМ-20. Воздушный тир», где игрок должен был стрелять по платформам сверху. В «Электроника ИМ-23. Автослалом» игрок оказывался пилотом болида и выбирал одну из четырех трасс, обгоняя других гонщиков. «Электроника ИМ-27» представляла собой тир, где игрок летал на космическом корабле. «Электроника ИМ-50. Весёлая арифметика» предлагала сыграть за Незнайку из сказки и отгадывать правильные ответы при сложении цифр.
Самым интересным устройством, хотя и не лишенным зарубежного аналога, пожалуй, можно назвать «Электроника ИМ-26» со сменными экранами. Принцип работы у игрушки смешной. Верхняя часть карманной приставки является картриджем, а нижняя – это просто органы управления. С играми у них было не густо – использовались все те же «Ну, погоди!», «Автослалом» и прочие. Кажется, Электроника просто хотела заработать, не прилагая больших усилий.
Для любителей повозиться с микросхемами, завод «Октябрь» выпустил электронный конструктор «СТАРТ 7250». В коробке лежало два дисплея, материнская плата, несколько кнопок, корпус и прочие мелкие атрибуты. Благодаря этому можно было собирать игры самостоятельно! Хотя, это не правда, конечно. Программный код был уже предустановленным – поиграл в одну, разобрал, поставил другой дисплей, играй в другую.
"Разведчик из космоса" была одной из "своих" игр, сделанных "Электроникой".
***
Всего под маркой «Электроника» было выпущено больше 30-ти различных карманных игр. Темы эксплуатировались совершенно разные: ниндзя, повара, космические корабли, морской бой и даже своя версия «Тамагочи» под названием «Томакочи». Жаль только, что по-настоящему уникальных игровых продуктов на советском пространстве либо не выпускали, либо они не были столь востребованными.