Признаться, компания City Interactive (CI Games в нынешней инкарнации) давно и прочно обосновалась в моем личном списке самых интересных разработчиков, а виной всему их история. В 2013 году, в бытность моей работы в Новом Диске, на пресс-мероприятие в Москву приезжал продюсер второй части «Снайпера» и рассказал в кулуарах вот такую легенду: изначально CI Games работали исключительно на местный восточноевропейский рынок и на родную для них Польшу в первую очередь, выпуская дешевые самокопирующие шутеры про террористов, вьетнамцев и любых других «классических» врагов, которые были в тогдашней политической конъектуре. Продавали они их занятным способом: в крупных супермаркетах рядом с кассой стояла выкладка с дисками, которые стоили, условно, 100 злотых – ровно столько, сколько было нарисовано на польской купюре среднего достоинства. Классический пример импульсивной покупки, когда игра приобреталась «на сдачу с хлебушка»! В 2007 году CI Games выпустили проект Sniper: Art of Victory, который разошелся невиданным для поляков тиражом аж в 490 тысяч копий по всему миру. Польские умельцы поняли, что поймали удачу за хвост, и приступили к разработке Sniper: Ghost Warrior, игры, полностью перевернувшей modus operandi CI Games.
В 2010 году проект ругали и игроки, и пресса, а средний бал на Metacritic сейчас находится в районе 55 по всем платформам, однако все это не помешало продать свыше 2 миллионов копий и дать свет второй части. Через 3 года появился Sniper: Ghost Warrior 2, который, однако, довольно сильно подвел разработчиков – лишь 580 тысяч копий по данным vgchartz.com и 52-55 баллов в среднем на Metactiric. Если первую часть Sniper: Ghost Warrior ругали за эпизоды в стиле run’n’gun, то вторую уже за чрезмерную линейность уровней, вплоть до того, что в определенные моменты игра превращалась в банальный интерактивный тир, где пользователь не мог даже до конца управлять своим персонажем – зона для наведения прицела была строго ограничена. Все, что нужно было делать – вовремя стрелять в подсвечиваемые AI-напарником цели. Узнать, повторит ли судьбу предшественниц третья часть «Снайпера», я и отправился на стенд City Interactive на gamescom 2015.
Russia invades Georgia.
Успех Lords of Fallen наглядно показал полякам из CI Games, что нанимать толковых специалистов не польского розлива – поступок в целом богоугодный и приносит свои плоды в виде крепкой международной валюты, а посему над Sniper: Ghost Warrior 3 трудятся Стив Харт (Sniper Elite V2) и Джесс Лебоу (League of Legends, Far Cry, Guild Wars). За сюжет же отвечает Пол Робинсон – креативный директор студии и по совместительству бывший морпех.
История, пожалуй, одна из самых слабых сторон нового «Воина-призрака». Глубоких деталей пока не известно, но в общих чертах это такой клюквенный технотриллер в стиле Тома Клэнси о ближайшем будущем и прокси-войне между США и Россией, а местом действия станет Грузия, раздираемая гражданской войной. В принципе, если не вдаваться в особенности региональной политики, подобный сюжет вполне можно проглотить. Наш alter ego – американский боец неназванного спецподразделения, который забрасывается в глубокий тыл сепаратистов, где под прикрытием вступает в их ряды. Бородачи с автоматами называют его Лешей, а на ум как-то сам собой приходит анекдот про американского диверсанта в русской деревне, мол, «Сынок, да у нас на селе отродясь негров не было!». Стоит заметить, что у нашего «Леши» в этом же регионе бесследно пропал брат, так что вполне возможно какой-нибудь plot twist со злобным близнецом или что-нибудь в таком духе.
Кстати, не удивлюсь, если Грузия была выбрана местом действия исключительно из-за того, что на языке основных покупателей электронных игр она звучит как одноименный штат Америки – Georgia. В 2008 этот лингвистический казус стоил немало нервов звезднополосатым патриотам, которые явились в окружные армейские центры в полной экипировке и с оружием, готовые защищать свою страну от русских.
This is my rifle, this is my gun; this is for fighting, this is for fun.
За закрытыми дверями стенда CI Games показывали два разных уровня. Геймплей самого содержательного из них уже есть на сайте; в нем 24 минуты одной из полевых миссий, в которых Леша выходит из своего убежища и медленно бредет к цели, а разработчики все это комментируют. Рассуждать о похорошевшей графике, хорошей работе саунд-дизайнеров и других интерфейсных доработках бессмысленно, потому что главное, что вы хотите знать о Sniper: Ghost Warrior 3 – это игра с открытым миром! Больше никаких коридоров, никакого целеуказания, никакого следования наводкам напарника при решении «снайперских пазлов» – только ты, твоя винтовка и враг. Как устранять последнего – строго на твое усмотрение. Чуете, как повеяло ветром свободы? В общем и целом, направление ветра очень правильное, и Ghost Warrior 3 чувствуется и играется как игра совершенно другого класса и времени. Отныне это уже не Call of Duty про снайпера, а что-то ближе к Far Cry, но с совершенно другим колоритом. По заявлениям разработчиков, игра (в отличие от второй части) больше не будет вести вас за ручку, но будет выдавать задачу и инструменты для ее решения.
Из менее значимых нововведений в ролике показан Scout Mode, значительно облегчающий жизнь нашего снайпера, обнаруживая мины и позволяя практически «вынюхивать» маршруты следования патрулей и отдельных противников. Добавилась в игру и еще одна интересная фича, не попавшая толком в данный ролик – выбор боеприпасов и система крафта. В двух словах, в ходе выполнения миссий вы будете собирать разнообразный скрап, вроде резины или металла, из которого в дальнейшем сможете «варить» себе пули под самые различные задачи. К примеру, стандартные 7.62x51 NATO – универсальные патроны, позволяющий более или менее эффективно справляться с любыми задачами, а вот патроны с маркировкой AP (armor piercing) со стальным сердечником позволят лучше расправляться с бронированными целями, но, как и в жизни, будут менее эффективны против врагов без брони. Есть даже такая экзотика, как патроны DARPA от одноименного американского агентства, которые способны слегка менять траекторию своего полета по наведению прицела.
Велик и выбор основного оружия: помимо десятка разнообразных снайперских винтовок, взять на задание можно пулемет, штурмовую винтовку и даже дробовик (с целеуказателем из дуршлага и лазерной указки вероятно). Зачем такой арсенал понадобился в игре, где в некоторых миссиях тревога означает возврат к чекпоинту, пока не слишком понятно, но хочется верить, что Sniper: Ghost Warrior 3 будет больше про Тома Беренджира, чем про Сильвестра Сталлоне. Еще одна фича, которая активно педалируется маркетинговым отделом CI Games – ваш личный дрон (мы в недалеком будущем, помните?), который можно апгрейдить, а в случае поломки – чинить или даже покупать новый. Почему на дроне делают такой акцент, пока понять сложно, из всех функций у него на данный момент только аэроразведка и подсвечивание целей.
В общем и целом, за игровой процесс «Воина-призрака» можно быть спокойным. По крайней мере, тот отрывок, который можно было увидеть и потрогать своими руками в игровой зоне, вселяет надежду на светлое будущее. Безусловно, еще не Call of Duty или Far Cry 3 (бюджеты не те), но уже и далеко (ОЧЕНЬ далеко) не Code of Honor, по которому многие все еще помнят CI Games. Единственное, что может сильно подкосить позиции игры как минимум в СНГ – это внимание поляков к деталям.
И вот тут мы переходим ко второму куску демонстрации, в котором наш Алексей уже успел сделать себе карьеру у сепаратистов и теперь отвечает за обеспечение безопасности свадьбы их главаря. В ходе этого куска разработчики показали нам автомобиль, за рулем которого можно посидеть, возможности минирования дорог и установки снайперских позиций с крупнокалиберными винтовками. Завершения миссии мы не увидели, но вероятно в ней придется бегать от одной точки на другую и отстреливаться от напирающих российских войск. В этом куске геймплея все было бы хорошо, и даже отдельно хочется похвалить поляков за прекрасную русскую озвучку с правильными акцентами... Если бы не детали. Во-первых, в православной Грузии в каком-то горном захолустье внезапно появился католический храм (при том, что лишь 2% грузинских христиан исповедуют католицизм). Во-вторых, вместо веселой, шумной, громкой грузинской свадьбы с танцами и морем вина нам показали традиционный для Европы обмен клятвами и классическое «Согласен ли ты взять эту женщину в жены». Основной, как говорят в маркетинге, консёрн состоит в том, что прессе показали лишь 20 минут сюжетного геймплея, а рвать волосы на голове уже хочется, но не хочется, что бы поляки поддались опасному желанию сыграть на текущей геополитической обстановке.
Подводя итоги, хочется сказать, что Sniper: Ghost Warrior 3 однозначно имеет все шансы стать отличной игрой. Не хитом мирового масштаба, но хорошим развлечением для тех, кто устал от клишированных коридорных шутеров, 30 взрывов в минуту и прочих радостей «современного боя». Спокойная, размеренная и методичная игра – вот что ждет нас в следующем году. Рекомендовать бежать делать предзаказ пока, пожалуй, рановато, но вот поставить игру на слежение однозначно стоит. Ну а самим разработчикам хочется пожелать поработать над антуражем и достоверностью игры, ну или хотя бы посмотреть на YouTube, как выглядит настоящая грузинская свадьба.