Вот и дождались! Metal Gear Rising: Revengeance была анонсирована еще в далеком (по меркам индустрии) 2009 году, успела перейти от Kojima Production к Platinum Games, но наконец-то добралась до наших консолей (выпуск на ПК пока под большим вопросом). А значит, мы снова можем окунуться в запутанную, но очень интересную вселенную серии Metal Gear! Но, естественно, нас ожидают значительные изменения в геймплее и самом духе игры по сравнению с другими частями серии, ведь на этот раз мы вживемся в роль Райдена, а не полюбившегося всем Солида Снейка. Да и сам Райден порядком изменился по независящим от него обстоятельствам.
На Metal Gear Rising: Revengeance повлияло также то, что сам Хидео Коджима не участвовал непосредственно в разработке, став продюсером. Такой «передачей прав» игра чем-то напоминает недавний слешер DmC – тут также происходит «переосмысление» серии, но не настолько радикальное, пожалуй, как в истории о сыне демона и ангела. А если принять во внимание, что Platinum Games подарила миру такие вещи, как Bayonetta и Vanquish, то сразу можно понять – новый проект будет намного быстрее.
I never asked for this
Райден по прозвищу Джек-Потрошитель уже знаком любителям серии Metal Gear. Это именно тот парень, который стал главным героем большей части Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, а потом появился и в MGS 4. Рожденный в Либерии, разрываемой гражданской войной, он рано потерял родителей и был усыновлен Солидус Снейком. Мальчик был превращен в машину смерти при помощи жутких экспериментов, попал в жернова войны, но выжил, получив свое прозвище и став легендой жестокости на поле боя. Потом он попал в лапы Патриотов, которые продолжили эксперименты над беднягой при помощи новых технологий – наномашин. Тайная организация контролировала все нюансы жизни своего нового агента, пока он не узнал всю правду во время событий второй игры. Райден попадает во множество передряг, и в результате становится киборгом-ниндзя, у которого большая часть тела заменена имплантатами. К счастью, наш герой смог подавить своё мрачное прошлое и укротить жестокую, кровожадную натуру Джека-Потрошителя, загнав его в глубины разума. Теперь он работает на охранную организацию «Маверик» и придерживается философии военного сдерживания и защиты слабых.
Любимый мотив разработчиков – бег по ракетам, осколкам стекла и тому подобному.
Но в один день все меняется – наемники компании-конкурента «Десперадо» убивают клиента Райдена и просто хорошего человека, президента одной из африканских стран, а самому герою отрубают руку и вообще жестоко избивают. Чудом спасшийся, он переживает очередную операцию и становится киборгом почти целиком. Едва оклемавшись, Райден начинает охоту на «Десперадо», попутно понимая, что за их действиями скрывается гораздо большее, чем просто жажда наживы.
Slice and Dice
Первый же факт о Metal Gear Rising: Revengeance станет плюсом для одних и большим минусом для других. Смиритесь, перед нами больше не stealth-action, а ураганный слешер, который и можно было ожидать от Platinum Games. Естественно, некоторые элементы старого доброго tactical espionage action остались: можно найти бочки и коробки, под которыми герой станет незаметен и сможет подкрадываться к врагам аки Солид Снейк, можно убивать даже мощных врагов ударом в спину, если они вас не заметили. Но забудьте про шумящие участки пола, заглядывание за угол и прочие мелочи, которыми были так богаты предыдущие игры серии Metal Gear. Вы с тем же успехом можете броситься в толпу врагов и начать кромсать их налево и направо своим высокотехнологичным мечом, и чаще всего вы так и будете делать, потому что эта игра все же не про стелс, а про рубку с плеча.
Как Fruit Ninja, только с людьми!
Кстати, по поводу рубки – это главная инновация игры, её «гвоздь программы». Благодаря физике движка Havok можно разрубать многие объекты на сотни частей. В их числе, естественно, враги! Райден может входить в состояние bullet time... хотя тут его вернее было бы назвать sword time – и нарезать окружающий мир с большой точностью. Так что готовьтесь к прицельному отрубанию рук, ног и голов и шинкованию боевых машин. Но эта функция нашла в игре также сугубо утилитарное применение – мгновенно вылечиться и пополнить свою энергию можно, разрубив врага в определенном месте и вырвав у него эдакую «кибер-батарею», похожую больше на позвоночник. Совершить этот маневр не так просто, как кажется на первый взгляд, хоть время для Райдена в режиме разрубания и замедляется, но враги продолжают двигаться, и чтобы попасть в нужную точку, необходим определенный навык.
Остальная часть геймплея Metal Gear Rising: Revengeance в общем-то привычна для творений этой студии. Правда, увы, оружия тут не так уж много, но количество комбо для него радует, также как и уникальность в использовании. Например, копье-плеть L'Etranger незаменимо против группы врагов, а два огромных мачете – для того, чтобы расковырять кого-то медленного, но живучего. Холодное оружие немного разбавят два вида гранатомётов и набор различных гранат.
Отдельная тема – это боссы. Если стиль обычных битв хоть немного реалистичен, то с этими ребятами начинается феерия в лучших традициях DmC и Bayonetta. Райден разрубает огромных роботов, метает их по округе, а боссы, в свою очередь, то отращивают десятки рук, то разделяют свое тело прямо под ударами вашего меча, оставляя вас с носом – и все это под великолепную музыку! Честно говоря, давно я не испытывал такого удовольствия от сражений с боссами. Единственный нюанс – лучше всего играть на тяжелом уровне сложности, иначе вкус прохождения теряется.
А еще в Metal Gear Rising: Revengeance поднимается много моральных вопросов, что неожиданно для экшена. В диалогах таких рассуждений не так много, зато вот в разговорах по «кодеку» с членами вашей компании сценаристы отрываются по полной. Тут обсудят и причины, по которым Райден стремится защищать слабых, и экономические обоснования войн, и даже «мемы» сознания по Докинзу.
Подводя итог, скажу, что проект получился одновременно и увлекательным, и довольно долгим для такого жанра. Отличная музыка, режиссерская работа и безупречный стиль, пошедший еще от Хидео Коджимы и поддержанный здесь в полной мере – это уже рецепт успеха. Единственный минус, который был замечен, это небольшие проблемы в управлении. Например, меню с предметами нельзя открыть на бегу, что порой стоит пары ударов. Бег сбивает режим аугментированой реальности, в котором можно видеть тайники, прицеливаться в режиме разрубания мечом порой ну очень неудобно. Но эти мелочи не в силах испортить впечатление от действительно годной игры.