Современные игры делаются долго, но в случае с Final Fantasy XV разработка побила все рекорды. Анонсированному еще для PlayStation 3 под названием Final Fantasy Versus XIII, проекту до заветного релиза пришлось претерпеть множество изменений и даже пережить смену поколения консолей. В итоге мы имеем не просто игру, но целую вселенную. Перед выходом пятнадцатой номерной Final Fantasy, на больших экранах появилась кинолента Kingsglaive: Final Fantasy XV, любители аниме получили возможность увидеть взросление протагониста в пяти сериях Brotherhood Final Fantasy XV, а поклонники мобильных игр смогли поиграть в Justice Monsters Five – некий аналог пинбола с РПГ элементами. Скоро же состоится релиз еще одного мобильного проекта по вселенной, экшен-РПГ King’s Knight -Wrath of the Dark Dragon. Но поговорим мы сегодня именно о Final Fantasy XV, и что вышло у разработчиков от попытки охватить большую аудиторию и одновременно угодить фанатам серии.
История Final Fantasy XV сложна для понимания, и если вы сразу броситесь проходить ее, не ознакомившись хотя бы с фильмом, рискуете вообще потеряться в событиях. В идеале следует посмотреть пять эпизодов аниме и только после этого браться за саму игру. Разработчики практически сразу бросают вас в открытый мир, где принц в компании товарищей должен отправиться из королевского города Инсомния на свадьбу с Лунафреей – местным Оракулом. Естественно, все идет не по плану, и парни вынуждены подстраиваться под возникшие обстоятельства.
Отношения четверки друзей вообще вынесены разработчиками на главный план, и это один из элементов, которые реально удались Square Enix. Ваши компаньоны – не просто болванчики, помогающие в сражениях, но полноценные личности. Увидев что-то в огромном мире FF15, они могут начать беседу про запримеченное, а во время отдыха в лагере и вовсе попросить помощи, например, в приготовлении завтрака. В отличии от других игр, где реализовывалась система путешествия с группой, товарищи не просто следуют за вами вереницей или четким строем, но ведут себя естественно, а в городках даже позволяют себе немного отдалиться от группы и заняться осмотром местности.
Огромный открытый мир, который так сильно разрекламировали разработчики до релиза, и вправду красив. Пусть в нем и можно заметить некоторые технические недочеты, вроде прорисовки теней совсем на небольшом расстоянии, глобальное освещение, детализация, смена времени суток и симуляция погодных условий могут дать фору многим конкурентам. Тут же стоит упомянуть и анимации – за исключением редких багов, вдоволь насмотреться на которые можно в Youtube (за прохождение продолжительностью почти в 60 часов мы на них не наткнулись вообще), они идеальны.
Но давайте поговорим и о плохом – пытаясь угодить как общей аудитории, так и фанатам серии, Square Enix были вынуждены идти на некоторые компромиссы. Например, большую часть времени не чувствуется дух Final Fantasy, а создается впечатление, будто играешь просто в хорошую игру с открытым миром, где поездки на Чокобо, музыка и названия предметов безуспешно пытаются убедить тебя в обратном. И только изредка, в линейных сюжетных фрагментах, приходит понимание той грандиозности происходящего, которой пропитаны прошлые игры серии и за что ее любят фанаты.
Зачем нам машина, когда есть разноцветные Чокобо?
Вообще, основным времяпровождением за пределами прохождения сюжетных отрезков у вас станут либо путешествия на машине/чокобо/пешком, либо ожидание загрузок. Система квестов построена на принципе «чем больше, тем лучше», забывая о разнообразии и каком-то развитии. Уже с четвертого отправления за жетоном павшего в бою с монстрами охотника хочется бросить ветку квеста – виртуальная непись не просто выдает шаблонные задания, но делает это повторяющимися репликами. И даже смирившись с этим, очень трудно заставить себя пройти все поручения, ведь они буквально разбросаны по всей карте, и нужно либо тратить пять минут на путешествие и лицезрение красивых пейзажей (это развлекает только поначалу), либо пару минут ждать загрузки локации при быстром переходе. И все бы ничего, если бы не общая разрозненность квестов, которые нельзя взять кипой и отправиться постепенно выполнять – механика игры буквально заставляет нас каждый раз возвращаться и отчитываться квестодателю. После десятка часов за такими заданиями начинаешь вживаться в роль не принца, но самого настоящего курьера.
Хорошо то, что за выполнение десятков однотипных заданий выдают приличное количества опыта, заработать которое на истреблении живности не очень просто. Учитывается он, правда, только во время отдыха отряда в лагере или гостинице. Причем второй вариант с выбором роскошных апартаментов позволит даже удвоить полученные очки за кругленькую сумму гилей (местные деньги). Ночевка в палатках же имеет другой бонус – Игнис, один из четверки героев, наделен умением приготовления еды, от одного вида которой начинает бурчать живот. Герои же после сытного ужина получают на следующее утро бонусы к характеристикам, и чем изысканнее блюдо и более редкие ингредиенты использованы в нем, тем значительнее будет повышение мощности.
Особыми небоевыми талантами наделены и другие персонажи вашей дружной компании. Ноктис хорош в рыбалке, представленной в виде одной из мини-игр, Гладио находит полезные предметы после сражений, а Промпто постоянно что-то фотографирует. И если вы еще не начали проходить Final Fantasy 15, не поленитесь периодически сохранять сделанные им снимки, чтобы не пожалеть о неиспользовании бесполезной с виду функции ближе к окончанию прохождения.
Кто ночью спит, а кто рыбку ловит.
Прокачка героев не ограничивается повышением уровней – за определенные действия вы будете получать очки способностей, потратить которые можно на весь отряд по своему усмотрению. Вы вольны, например, прокачивать только боевые умения Ноктиса, но это лишит товарищей возможности использовать полезные умения. Деревьев развития представлено несколько, так что не поленитесь изучить все возможные варианты перед тратой очков на что-либо.
Боевая система Final Fantasy 15 представлена в двух модификация. Любители драйвового экшена могут ничего не менять в настройках игры и просто использовать разные виды оружия, всевозможные комбо и уклонения, но если вы предпочитаете подумать и неспеша разработать тактику, игра позволяет активировать боевую систему с паузой. Время в игре останавливается автоматически, когда вы не совершаете героем никаких действий, а продолжительность использования такой паузы ограничено специальной шкалой. Естественно, такое решение не аннулирует экшен-составляющую сражений, но позволяет хотя бы немного оценить происходящее и выбрать нужную цель для дальнейшей атаки.
Управлять компаньонами в боях не разрешено, но вы можете попросить их выполнить особые приемы, если накоплено достаточное количество делений предназначенной для этого шкалы. Также игрок способен отдать команду товарищам использовать предмет для экстренного лечения. Что самое интересное, Phoenix Down для воскрешения после полной потери здоровья использует сам поверженный персонаж, что приводит к практической бессмертности отряда – за все прохождение мы так и не увидели экрана с надписью «Game Over».
Есть в бою и возможность призвать саммонов – эти могущественные существа одним ударом способны повергнуть даже очень сильных противников. Правда, для их вызова нужно выполнить ряд определенных условий – заручиться их поддержкой, продвинувшись по сюжетной линии, и, например, затянуть сражение слишком на долгое время. Второе условие призыва для каждого саммона свое, и не во всех зонах они могут прийти вам на помощь.
Кто не спрятался, я не виноват.
Чтобы поддать жару или наоборот остудить разгорячившихся монстров, герои могут воспользоваться магией. Она способна нанести большой урон по области, но использовать ее можно ограниченное количество раз, после чего придется тратить силы элементов на создание дополнительных заклинаний. Также творить магию стоит осторожно, ведь урон наносится не только врагам, но и союзникам в зоне поражения. Рецепты магии придется придумывать самостоятельно, комбинируя разные стихии в определенных пропорциях.
Каждый член отряда, за исключением Ноктиса, может использовать в сражении только определенные виды оружия. Принц же способен вооружиться практически всеми мечами, копьями и кинжалами, а кроме этого королевская кровь позволяет парню призывать оружие предков – оно значительно мощнее стандартного, имеет уникальные анимации телепортирующего удара, но отнимает здоровье при использовании.
После того, как полностью разберетесь в боевке и научитесь хотя бы немного бороться с камерой, постоянно выбирающей самые неудобные ракурсы обзора, сможете без проблем противостоять даже противникам немного большего уровня, чем ваш отряд. Кроме же боев и выполнения однотипных квестов, открытый мир Final Fantasy 15 предлагает и другие занятия, на детальное описание которых просто не хватает места в обзоре – мини-игра Justice Monsters Five, доступная также на мобильных устройствах, гонки на чокобо, модификация автомобиля, поиск секретных сокровищ и т.д.
Прохождение Final Fantasy 15 поделено на два главных этапа – до определенной сюжетной точки герои весьма беспечно путешествуют по открытому миру и занимаются всем, чем угодно. После достижения переломного момента все переходит к линейному развитию, но с возможностью магическим образом вернуться к исследованию мира практически с любой точки сохранения. И как раз прохождение сюжетных моментов – одно из лучшего, что есть в игре. Именно тогда игра начинает чувствоваться настоящей Final Fantasy, а не компромиссом, на который пришлось пойти разработчикам для привлечения к игре широкой аудитории. Сюжет, правда, оставляет многие вопросы без ответа, но Square Enix уже пообещали добавить несколько сцен, чтобы игрокам было легче понять суть происходящего и мотивацию некоторых персонажей к определенным действиям.
Памятный сертификат за прохождение сюжетной кампании.
Final Fantasy 15 – неоднозначная, но определенно хорошая игра. Открытый мир прекрасен, но задания в нем однообразны. Боевая система динамична, но плохая камера, особенно отличающаяся своей неудобностью в узких коридорах, не позволяет ей полностью раскрыться. Сюжет интересен, но недосказанность местами портит, а не делает его лучше. Но, несмотря на все эти противоречия, играть интересно, лучшее доказательство чему – почти шестьдесят часов геймплея перед написанием этого обзора.