Вместо того чтобы быть годом лошади, господин 2014-ый обещает обернуться годом РПГ. Причем не новомодных поделок класса «Press X to win», а самой, что ни на есть, ролевой классики. За дело берутся мэтры РПГ-сцены, и ожидание Torment: Tides of Numenera, Pillars of Eternity и Wasteland 2 в рядах ретроградов куда выше, чем пятого Ассасина, 11-ой Call of Duty или 21-ой NFS. Чести же открыть банкет удостоится Divinity: Original Sin, настолько каноничная и душевная ролевая игра, что при виде одной лишь альфа-версии уже скупая мужская течет по щеке при воспоминаниях о старых-добрых...
RPGx2.
После прекрасной Divine Divinity, путь к которой был достаточно тернист (подробности – в ретроспективе), Larian обзавелась весьма слабенькой Beyond Divinity, затем незаслуженно забытой Divinity: Ego Draconis. Нынешняя Original Sin тоже не собирается хватать звезд с неба, совершая вместо этого прицельный выстрел в сердца любителей тепловых ламповых РПГ. Благодаря краудфандинг-поддержке на небезызвестной платформе Kickstarter, бельгийский разработчик осуществил свою давнюю мечту: полноценное кооперативное прохождение сюжетной кампании.
Бельгийский разработчик осуществил свою давнюю мечту: полноценное кооперативное прохождение сюжетной кампании.Каждый персонаж, мужчина или женщина, – отдельная личность, с собственным взглядом на мир, навыками и инвентарем. Авторы уверяют нас, что, разминувшись в начале пути, герои могут встретиться лишь в финале, до этого путешествуя сугубо порознь. Конечно, на такой ход мало кто отважится, ведь мимо пролетит сама суть коопа. А проявляется она, словно дьявол, в деталях. Видя или участвуя в событиях (часто протекающих без игрока), каждый персонаж как-то на них реагирует, причем реплики складываются обоими игроками. В ходе неудачных переговоров со стражей, последние не без нашего участия превратились в трупы. «Что ж, бывает. Мы герои, а они стояли у нас на пути», – выбирает среди возможных фраз протагонист мужского гендерного типа. «Я уверена, мы могли бы с ними договориться», – заключает его спутница. По результатам полемики каждый из характеров прогибается в какую-то сторону, или оба – в одну. Суть в том, что в дальнейшем сложенный нрав будет влиять на геймплей: проблемы романтика не сможет решить заядлый циник, а подчинение не входит в число обязанностей прирожденного лидера. Белых и черных решений, как это принято у Larian, здесь нет, каждый игрок отыграет свою собственную роль.
Есть у этой парочки непревзойденное чувство стиля.
Тот факт, что чета искателей приключений – полноценные ребята, играя в одиночестве можно схлопотать основы раздвоения личности, все-таки не самое здоровое занятие оспаривать собственные решения. Украсть или одолжить, убить и забрать или выторговать – поди, разберись. К слову о торговле: почерк автора виден невооруженным глазом – возможность бартера открыта с каждым NPC. Далее по пунктам: жизнь NPC без участия игрока: есть. Реагирование на репутацию собеседника: есть. Собственный характер у каждого: есть. Инъекция души в Original Sin не оставит равнодушными поклонников жанра, но наверняка отпугнет молодняк: где это видано, чтобы игру нужно было сохранять самому?! Проиграл бой, смотри на два трупа, пока не надоест – возрождения нет, а мертвые тела квесты не выполняют. Нет заветного сейва – начинай сначала.
Тот самый вкус.
Проиграть бой здесь легче легкого. Тактическая карта пошагового сражения не делится на квадраты. Вместо этого система измеряет расстояние до точки, куда собирается проследовать игрок, и оценивает, сколько очков действий будет стоить путешествие. Само собой, вместо хождения по полю брани очки можно тратить на применение навыка или заклинания, либо же на классический удар оружием по физиономии. Тактические возможности спешат расширить стихийные элементы: удар молнией по стоящему в луже сопернику всегда приятнее, чем по сухому негодяю. Заморозить такого ветром также окажется проще. Взаимодействие с объектами вам в помощь: переместить их (объекты, в смысле), ровно как и себя, можно категорически в любую точку. Стоит рядом с гоблином бочка с пресловутой водой? Есть идея... Что уж говорить о случае, когда вместо жидкости в таре находится порох.
Красное пятнышко на земле – это орк. Экс.
Традиционно для Larian, квестовая система не представляет собой набор «Убей-N-монстров-принеси-X-шкур»-заданий. В журнале оседает все, с чем вы имели дело. Что же делать с полученной информацией, решайте сами: никаких подсказок вам не светит. Плюс такого подхода в радости открытий, минус – все для того же ньюскула, который без огромного горящего курсора не разберется, что к чему. Опять-таки, серые решения на борту: на пляже лежит говорящая раковина и просит выкинуть ее обратно в море. Конечно, благородный человек так бы и сделал, но не зря же узница мотает свой срок заключения на берегу... Впрочем, загадочного собеседника всегда можно взять с собой – представьте, сколько выложит торговец за такую диковину!
Проиграть бой здесь легче легкого.Атмосфера в Original Sin по-родному теплая, словно запустил ноги в мягкие домашние тапочки после тяжелого трудового дня в стальных сапогах. Здесь нет острот, над которыми должно хохотать во весь голос, но сплошь и рядом отсылки ко всему и вся. Конечно, это не пародии, но душевные, как в старом-добром фэнтези, шутки. Чтобы скрыться от глаз, герои превращаются в маленький шагающий кустик, а самые обычные гвозди называются не иначе, как Nine Inch Nails. Каждый квадратный миллиметр геймплея делает реверанс в ту или иную сторону, но все поймет, что называется, лишь свой. А свой – это человек с достаточно широким кругозором.
Сейчас здесь будет смерть. Чья – вопрос спорный.
Ждем ли мы Original Sin? Ждем так, что скулы сводит. Фантастически красивая, яркая, с пленяющими тактическими боями и еще более цепляющими диалогами, нелинейная РПГ старой школы, которая плевать хотела на то, что молодые игроки не умеют принимать решения без подсказок. Совместно искать способы выполнения квестов и находить их в самых неожиданных местах, обсуждать сложившуюся ситуацию, получать звездюлей от монстров и загружать битву снова и снова, только каждый раз с большей уверенностью в победе. Чем дальше, тем реже в игровой индустрии встречаются эти впечатления, что лишь повышает значимость выхода Original Sin.