Свен Винке, основатель компании Larian Studios, сетует: «Наша главная проблема в том, что мы пытаемся запихнуть в свои проекты все и сразу». Так и есть, в проектах Larian содержится действительно нечто большее, чем просто игровой контент. Испокон над этой студией сгущался туман издательского контроля: дэдлайн уже рядом, скорее доделывайте игру. Но даже сквозь этот туман на заре XXI века сумело выплыть зарождение легендарной серии Divinity, которое авторы окрестили Divine Divinity.
Божественное Божество.
На самом деле история этого проекта началась еще в 1996 году, когда небольшая команда единомышленников посчитала нужным разработать революционную РПГ. Зачаток носил название Ragnarok Unless, но спустя год сменил паспортные данные на The Lady, The Mage and The Knight (LMK). История должна была сложиться в нелинейное приключение трех героев, каждым из которых можно было бы управлять отдельно. Глубокую ролевую систему и амбициозную модель ИИ планировалось поставить на рельсы кооперативного прохождения (уже успел наступить 1997 год), но не сложилось: бывший издатель, Attic Entertainment, испытывал серьезные материальные затруднения. Помощь пришла со стороны cdv, и все наработки по LMK обернулись Divine Divinity, классической изометрической РПГ.
История должна была сложиться в нелинейное приключение трех героев.От мультиплеера и управления тремя героями, правда, пришлось отказаться. Протагонист истории, изначально маг, воин или плут мужского или женского пола, в гордом одиночестве приходит в сознание в подвале одного из домов деревни Алерот. Населенный пункт – сплошь эскулапы и травники, и хозяин лачуги, лекарь Йорам, не исключение. В двух словах игрока водят в курс дела: вокруг беснуются агрессивные орки, по причине чего, родной, ты здесь и оказался. Но визит орков – лишь верхушка айсберга. По факту же некий Повелитель Хаоса, принявший облик человека, пожаловал в мир Ривеллона и планирует серьезную демонскую интервенцию. И кое-кому эти узурпаторские планы нужно будет пресечь.
Пока хозяин занят, незаметно почитаю все его книги.
И приключения этого кое-кого – именно то, за что геймерам по душе жанр ролевых игр. С жадностью ребенка, познающего мир, пользователи с интересом читали все раскиданные рукописи и гасили каждую свечу в доме. Большему погружению в мир Divine Divinity способствует находка для жанра – интерактивное взаимодействие с предметами. Зажав кнопку мыши, игрок волен перетащить объект по карте или положить вещь из инвентаря именно туда, куда он хочет. На этой возможности основана львиная доля загадок и неожиданных открытий, да что там, запертый сундук вы вольны перетащить себе в инвентарь, коль силушка богатырская позволяет: потом от него как-нибудь ключ найдете.
Генетические алгоритмы позволяют неигровым персонажам реагировать на ваши действия даже вне диалога.Сундук вы можете оставить прямо посреди города, но с другими вещами следует быть поаккуратней: хваленый ИИ, он на то и ИИ, что ваши вещи себе прикарманит. Генетические алгоритмы позволяют неигровым персонажам реагировать на ваши действия даже вне диалога, распускать о вас слухи, и участвовать с вами в сражениях, если вы приведете за собой «хвост». Или не участвовать – все зависит от характера персонажа. Естественно, встречного можно обворовать. Или убить. Или убить, а потом обворовать. Или обворовать, а потом убить. Для пацифистов – режим торговли с каждым случайным знакомым. Цена зависит как от отношений с гражданином в частности, так и от вашей репутации в целом.
Окружили, демоны! А, нет. Скелеты.
Оттуда – сюда.
Сейчас мало кого удивит громкая цифра в 65 тысяч цветов, но работа над графической составляющей Divine Divinity – пример для подражания для современных разработчиков. Цветной туман, яркие эффекты заклинаний, темные гнетущие подземелья и по-настоящему одухотворенный мир Ривеллона – прямой билет из рабочих будней прямиком в фэнтези вселенную. Вселенную, где классические народы и монстры представлены таким образом, что создается впечатление, будто ты до этого ни разу в жизни не видел ни одного дракона или орка. А атмосферное музыкальное сопровождение лишь вторит чувству запредельности и радости первооткрытия.
Случайные встречи и диалоги позволяют в высшей степени вжиться в роль.Случайные встречи и диалоги позволяют в высшей степени вжиться в роль, но главное, что этим вживлением здесь заведует – квестовая система. После игры в Divine Divinity задания на манер «принеси-раздобудь» воспринимаются, как пощечина по лицу. Пометка в журнале, дескать, «хорошо бы в этом разобраться» – максимальная помощь со стороны игры. Дальше – сами. На страницах книги в заброшенном доме описан тайный ритуал по клонированию вещей: зеркало кинуть в водоем, а затем кинуть требуемый предмет. Так вот, что это за зеркало! И где-то тут, кажется, я видел лужу… Очередная запертая дверь. Как же ее открыть? Может, зажечь свечи на полу в определенной последовательности? Серия Divinity по проработке квестовой системы и в последующих своих проектах дает жару, но именно после Divine она получила прозвище «фентези-Fallout».
Ваши решения, ровно как и манера игры, не обязывают становиться узким специалистом. Четыре основных характеристики, сила, проворство, телосложение и интеллект, легко прокачиваются одновременно. Бесклассовая система умений предложит три направления по четыре пути в каждом. В каждом пути – восемь навыков. Итого 96 различных способностей, активных или пассивных, по пять уровней прокачки на каждый. Не спешите, выбирайте с умом – бесполезных навыков здесь нет. За убитых монстров с ростом уровня дают все меньше и меньше опыта, а за выполнение заданий, напротив, все больше и больше. Но о перетекании геймплея из hack'n'slash в мирное выполнение квестов не идет и речи, оба элемента гармонично поставляются вместе на протяжении всей игры. В свою очередь, возможность поставить бой на паузу позволит игроку выходить живым даже из самых опасных потасовок.
Алхимия, зачарование, ремонт. Подлые удары в спину, залпы огненными шарами, размашистые круговые удары палицей. Hack’n’slash, проработанные диалоги и глубокий фентези-мир. Все и сразу. Несмотря на то, что от многих элементов при разработке пришлось отказаться, Divine Divinity – прекрасный образчик жанра, который стоит в одном ряду с Fallout и Morrowind. В скором времени готовится к выходу продолжение банкета, Divinity: Original Sin, которая уже окрещена в журналистских кругах, как «Divine Divinity на стероидах». Успешная Кикстартер-кампания, которая вкупе со сборами на PayPal обеспечила разработчика бонусным миллионом долларов, позволит расширить игровой контент, и поможет в реализации запланированной «best Divinity game ever». Уже по демо с Игромира-2012 было видно, что концентрат души никуда не делся, проект сохранил приятные моменты игровой механики, плюс к этому разросся кооперативным прохождением. Как Larian Studios и хотела еще в далеком 1997 году. Все и сразу.