Игра Crusader Kings 2, релиз которой состоялся в феврале 2012 года, сразу же привлекла внимание как фанатов стратегий от Paradox Development, так и всех, кто спит и видит, как бы водрузить себе на голову изысканно изогнутую железяку из драгоценных металлов. Всеобщее обожание игра вызвала своей комплексностью и феноменальной – особенно для «игры от Paradox» – доступностью. Неудивительно, что «Королей-Крестоносцев» по достоинству оценила и пресса, и простые игроки.
Разработчики смекнули, что железо нужно ковать, не отходя от кассы, да и принялись выпускать многочисленные дополнения. Здесь нашлось место и дополнительным кампаниям за тех или иных правителей, и углублению игрового процесса, и особым сторонам политической жизни Старого Света – например, исламским и африканским державам, и даже фантастическому вторжению в Европу кровожадных ацтеков. Справедливости ради стоит отметить, что эти дополнения были не стандартными на сегодняшний день DLC с парочкой новых скинов, а вполне себе серьёзными инструментами, кардинально меняющими игру.
Выпустив последнее дополнение, посвящённое торговым республикам, Paradox неожиданно притихли. И пока фанаты раз за разом захватывали и удерживали престолы, и ходили в Крестовые походы за Гробом Господним, или смертью бесславною, разработчики готовили для нас новое комплексное дополнение. The Old Gods вручает нам контроль над ордами диких, но симпатичных язычников-идолопоклонников.
«Невозможность» – из словаря глупцов.
Традиционно для стратегии от Paradox какого-то конкретного, всеобъемлющего сюжета в дополнении нет. Вместо глобальной кампании – несколько кампаний-«жизнеописаний» реальных исторических персонажей с возможностью перекроить историю на свой лад. Викинг Рюрик, например, вовсе не обязан ломиться в новгородские земли и наводить там свои порядки – хотя у него есть повод для войны с ними. Рагнар кожаные Штаны может хорошенько навалять англичанам – а может просто погибнуть в бою, или мирно править своими графствами до скончания дней. Наконец, вы просто можете забить на все эти исторические события и тихо заниматься своими делами где-нибудь в Италии.
Впрочем, пожалуй, прежде чем пускаться в описания нововведений в The Old Gods, давайте, всё же, припомним – что это за зверь такой вообще и как это едят. Итак, серия Crusader Kings 2 – это стратегическая игра в реальном времени с управляемой паузой. Казалось бы, все просто. Но нет – фанаты StarCraft и С&C, гордо называющие себя «стратегами», могут спать спокойно. Ваших навыков тут не хватит даже на то, чтобы достойно помереть от старости.
Первое, что следует усвоить про «Королей-Крестоносцев» – это очень серьёзный симулятор аристократической династии Средневековья. У вас есть семья и двор. Лет через семьдесят вы умрёте. Ваши вассалы при возможности всадят вам нож в спину. Ваши советники могут улыбаться вам в лицо и готовить переворот. Здания строятся несколько лет, осады замков длятся еще дольше, а войска вовсе не в восторге от того, чтобы тащиться в какую-нибудь Тьмутаракань и помирать за своего любимого господина. Наконец, вы просто можете умереть на охоте, свалившись с лошади. Как же в это играть?
Из-за острова на стрежень, На простор речной волны...
Те, кто играет в престолы, либо побеждают, либо погибают.
Помните бездумно зазубренное на уроках истории: «Вассал моего вассала – не мой вассал?». Вот на этом нехитром правиле и строится вся игра. Скажем, вы – молодой и амбициозный граф. У вас есть свой двор – поначалу он весьма невелик, но ближе к концу жизненного пути при нём будет тусоваться целая орда дармоедов. У вас есть свои вассалы – бессловесные бароны и епископы, управляющие городами и монастырями.
Наконец, у вас есть свой Совет, в который входит пять специалистов в тех или иных областях. Канцлер отвечает за международную политику, может улучшить – или ухудшить, как повезёт – отношения с соседями. Маршал тренирует войска и командует вашей армией. Управляющий отвечает за финансовые вопросы управляемой вами территории. Тайный Советник помогает плести интриги и тыкать кинжалами в разных неугодных людишек. Наконец, Духовник отвечает за культурный прогресс вашего захолустья.
У каждого ничтожества, живущего при вашем дворе, есть свои амбиции.Соответственно, у каждого самого завалящегося человечишки есть пять базовых характеристик, которые со временем улучшаются или ухудшаются. В течение своей жизни человечишко может нахвататься полезных и вредных навыков и черт характера – например, лентяи плохо разбираются в финансах, а честные и правдолюбивые люди не годятся для придворных интриг. Наконец, у каждого ничтожества, живущего при вашем дворе, есть ещё и свои амбиции. Один хочет стать вашим канцлером. Другой – чтобы вы даровали ему денег. Третий мечтает о женитьбе. Все эти вещи заботливо демонстрируются нам на личной карточке персонажа. Соответственно, зная чего хочет тот или иной человек, умный правитель легко будет управлять своими подданными и своей страной.
Лев во главе стада баранов...
Так что для успешной партии в Crusader Kings 2 следует накрепко уяснить – эта игра, в первую очередь, о людях, о власти, о политике, и о том, что усесться на трон может быть легче, чем на нём удержаться. Соответственно, чтобы дела в вашем графстве, герцогстве, королевстве или империи шли более или менее гладко, вам нужно постоянно держать ухо востро и управлять людьми. Расслабьтесь, это проще и веселее, чем кажется.
Не приносите до обеда христиан в жертву. Теряют в весе.
Большинство начинающих игроков, впервые включив Crusader Kings 2, очертя голову начинают «прихватизировать» все земли своих вассалов и соперников, и спустя каких-нибудь пятьдесят лет погибают от массовой атаки завистливых соседей. Прежде всего следует помнить – в те дремучие времена ещё не было централизованного бюрократического аппарата современных держав, и, фактически, каждое захудалое графство управлялось отдельной аристократической семьёй. Забудьте про привычный образ короля-самодержца, который творит что хочет, а покорные вассалы не смеют и пикнуть. «Короли-Крестоносцы» живо напоминают, что король в те времена был всего лишь первым среди равных. И если он вёл политику, которая не устраивала большинство вассалов – его быстро свергали.
Вот и приходится того умаслить деньгами, этого – графством или почётным титулом. Одному даруешь место в своём совете, у второго наоборот отбираешь титул и бросаешь в тюрьму. А восхождение к власти здесь, чаще всего, происходит путём умело заключённых браков, закулисных махинаций и дипломатических приёмов. Война в этой игре – последнее дело, чаще всего весьма неэффективное для всех её участников. Союзы заключаются браками и скрепляются кровными узами. А ведь это только малая доля игры – есть еще и международная политика. Не забывайте – вокруг кружат ястребы, которые только спят и видят, как бы оторвать от вашей страны лакомый кусок. Про Церковь и межконфессиональные войны – дальше.
Бог с теми, у кого больше армия.
Если вождь не хочет вести братву в бой, братва с удовольствием постучит по мордам друг друга.Если, прочитав всё это, вы решили, что управлять языческими державами сложно – вы сильно ошибаетесь. Управление языческой державой здорово напоминает будни вождя какой-нибудь орочей орды. Наши парни мускулисты, могучи, брутальны и вонючи. Их не покидает сильнейших зуд в кулаках, которые очень хочется почесать о ближнего своего. И если военный вождь почему-то не хочет вести братву в бой, братва с удовольствием постучит по мордам друг друга. Действительно, зачем плыть в какую-то Англию, когда рядом есть пара тысяч знакомых рыл, которые давно просят кирпича? Чтобы утихомирить эти естественные позывы к мордобитию, в The Old Gods появился повод к войне, «рейдерство». У всех графств появился показатель богатства, так что чем выше добыча – тем больше радости вашей орде и престижа лично вам. Правда учтите – хозяин ограбленной провинции очень захочет отомстить. Кроме рейдерства у язычников всегда есть и другие интересные поводы – «покорение» подойдёт тем, кого уже тошнит от соседских физиономий, а «Великое Вторжение» и вовсе представляет собой эдакий языческий крестовый поход против неязыческих народов.
Лодочки деревянные набигают. Охрана дворца в ужасе.
Главным нововведением, пожалуй, можно назвать дату старта «языческой» игры. Вместо привычного 1066 года нас забрасывает аж в 867 год. Соответственно, меняется и карта мира, а перед находчивыми феодалами открываются новые возможности. Кроме того, у многочисленных повстанцев появятся лидеры, у которых будет повестка дня – благородный бунт, ересь или освобождение. Оккупированные земли восстанут под эгидой освобождения. Если в графстве появилась ересь – еретики могут начать бунт, чтобы установить её в качестве главенствующей религии. Наконец, если вы будете закручивать гайки слишком сильно, могут взбеситься крестьяне.
Что более интересно – поскольку бунт перестал быть бессмысленным, его лидеров всегда можно подкупить титулом, золотом или выгодным браком. Справедлива и другая сторона монеты. Если вы свергли своего сюзерена и уронили свою корму на трон, правитель-изгнанник легко взбунтует народ, чтобы вернуть себе власть. Посему лучше бросить претендента в тюрьму, или добавить в его организм железа путём интриг. Впрочем, вчерашний король может удалиться в чужие земли, собрать там себе дружину, или выпросить её у иностранного короля, и в качестве безземельного персонажа вернуться, чтобы потребовать у вас своё законное место.
Государство без религии – это корабль без компаса.
Язычники могут устраивать отвязные пьянки с валькириями и жертвоприношениями.Однако самым интересным нововведением дополнения являются языческие религии. Они отличаются друг от друга – исповедуя какое-нибудь скандинавское язычество, вы будете терять престиж, если периодически не устраивать массовые погромы у соседей. Финские язычники напротив, более миролюбивы – ваши вассалы не придут в восторг, если вы вообще соберёте войска. Некоторые верования дают бонус к обороне, другие – к атаке. Одним словом, языческие народы получились разнообразными, неоднородными и очень интересными. К тому же они могут устраивать разнузданные языческие дебоши – блоты. Это такие специальные отвязные зимние пьянки с валькириями и жертвоприношениями. Жертвой можно назначить пленника, родственника – хороший способ избавиться от надоевшей тёщи – или безымянного раба. В последнем случае, правда, престиж вам не светит. Но если накануне веселья вы взяли в плен важную особу, или, чего доброго, христианского короля – тут-то о вас заговорит весь мир.
Кроме того, язычники ради престижа могут раз в жизни вырезать рунный камень, посвящённый тому или иному богу, вызвать давнего заклятого врага на поединок или устроить дикий языческий праздник – для каждой нации свой. Славянские язычники, например, поклоняются Ярилу. В свою очередь монгольские народы, которые в будущем составят Золотую Орду, устраивают Великую Охоту, которая серьёзно усилит мощь всей армии. На фоне всего этого безобразия новички-зороастрицы, которые всю игру находятся в меньшинстве, выглядят весьма бледно. Игра за них – это сплошная мясорубка в попытке создать какое-то более или менее мощное королевство и распространить свою веру на соседей. Впрочем, если вам повезёт, вы сможете создать мощную церковь, которая объявит вас избранным спасителем мира, упомянутого, между прочим, в реальных пророчествах Заратустры. Но, фактически, игра за зороастризм довольно скучна, и напоминает возню в курятнике.
Витебский князь Александр готовится радовать Ярилу.
Среди прочих нововведений – судоходные реки, по котором можно проникнуть в самое сердце вражеских земель, религиозная реформация у язычников, переработанная система развития технологий, новые здания, сотни, если не тысячи весьма колоритных событий, навыки и тому подобное. Поскольку «невпихуемое» впихнуть не получится, предлагаем вам самостоятельно опробовать – так ли тяжела шапка Рюрика или секира Рагнара.
Напоследок буквально пара слов о недостатках этой замечательной игры. Они совершенно незначительны. Порой AI ведёт себя нелогично, нападая на заведомо более сильного врага, и часто принимает нелогичные решения. Однако главный минус игры – отсутствие официальной локализации, без которой, порой, приходится весьма туго. В остальном же Crusader Kings 2: The Old Gods – идеальный подарок стратегу, который любит побеждать разумом, а не скоростью реакции.