Жанр стратегий принято ассоциировать в первую очередь с «обвел рамкой и в топку». И правда, девять из десяти современных стратегических игр так или иначе нацелены на войну. За годы существования жанра мы успели пострелять в зергов, покомандовать легионами Рима и даже возглавить целую нацию, проведя ее от каменного века до высадки на Альфе Центавра.
Неудивительно, что любая стратегия, предлагающая нам не гнать на убой очередную армию, а, скажем, руководить мирным поселением, воспринимается буквально на «ура». В самом деле, не все же нам воевать на виртуальных просторах.
Впрочем, из общей картины Banished выбивается весьма серьезно. И дело даже не в том, что здесь совершенно нет врагов, а ваша задача сводится к созданию жизнеспособной колонии. Дело в том, что всю игру – от начала до конца – создал один-единственный энтузиаст.
Необходимость – лучший учитель.
Группа поселенцев в поисках лучшей жизни снялась с насиженного места. Может быть, кто-то ущемлял их религиозные чувства. Может быть, это беглые каторжники или отчаянные авантюристы. В любом случае, свою судьбу они доверили именно вам. Теперь, как хорошему вождю, вам предстоит «всего-навсего» создать жизнеспособное поселение. Задача облегчается еще и тем, что вокруг буквально ни души – шумит лес, журчит река, поют птички. Но построить «дивный новый мир» на пустом месте – еще половина дела. Следует добиться того, чтобы ваш городишко не вымер в первую же зиму. И во вторую. И в третью...
Игра постоянно подкидывает вам новые задачи. Единственная ошибка, и вы – повелитель пустых домиков.На первый взгляд перед нами типичный клон любого другого градостроительного симулятора – особенно Banished напоминает незабвенную The Settlers. Но там, где в «Поселенцах» определенные вещи «спускаются на тормозах», в «Изгнанниках» бушует суровый реализм. Вот, скажем, не построили вы в «Поселенцах» зерновые фермы и пекарню – не будет у ваших розовощеких бюргеров свежих булок, да и только. А попробуйте не засеять поля в Banished – посреди зимы вы будете складывать штабелями окоченевшие трупы ваших подопечных. Не построив хижину травника, вы обречены смотреть, как ваши подданные весело дохнут от очередной эпидемии, заражая друг друга какой-нибудь холерой, а из-за банальной нехватки дров зимой уютные домики превратятся в промороженные гробы. Такая вот жизнеутверждающая игра.
Но, если вы думаете, что проблему продовольствия можно решить, засеяв все вокруг пшеницей, то вы глубоко ошибаетесь. Любой неурожай оставит вашу колонию без провианта – да, да, здравствуй людоедство и голодная смерть! Скот может вымереть от болезней, зерно погибнет от града, фрукты – засохнут жарким летом. Ну а если летом вы слишком активно заготавливали дрова – через год можете обнаружить, что брать древесину больше неоткуда.
Счастливые часов не наблюдают.
Наконец, вы худо-бедно наладили добычу ресурсов, и даже забили амбар на зиму под самую крышу. Процветание? Ага, размечтались – всего-навсего замедление вымирания. Если вы не будете строить новые жилища, повзрослевшие дети не смогут съехать от родителей и завести свои семьи. Ну и черт бы с ними, скажете вы. Но, увы, молодежь никак не желает размножаться в отчем доме. А значит, рано или поздно, они выйдут из детородного возраста, и вся ваша деревня вымрет от старости. Изящно, да?
Убирать урожай или валить лес без соответствующих инструментов можно – но неэффективно.«Ха-ха», – скажете вы, – «А я возьму, и отгрохаю огромный мегаполис, пусть размножаются назло тебе, автор!». Валяйте, стройте, любуйтесь приростом населения. А чем вы будете кормить эту прорву людей? Новые поля и новые работники могут и не решить проблемы, если вдруг часть урожая погибнет. Начинаем заново. Теперь-то мы ученые! Строим оптимальное количество домишек, налаживаем поставки еды, вот-вот процветание постучится в нашу дверь. Есть, правда, одна беда – каждому человеку для работы требуется инструмент. И если в погоне за полными амбарами вы упустили этот незначительный факт, в дверь к вам постучится старуха с косой – без орудий труда урожай сгниет на поле, а рыба откажется выпрыгивать из реки.
Вот из таких вот задач и состоит весь игровой процесс. Причем, что особенно интересно, едва вы справляетесь с одной бедой, на вас тут же обрушивается парочка новых. Процветающая деревня может столкнуться с тем, что наземные копи камней и руды истощатся, и нам придется срочно копать шахты. Слишком полагаетесь на охотников, которые добывают в лесу дичь? В один прекрасный день они перестреляют всех Бэмби, и вы будете смотреть как ваши подопечные жрут друг друга. Да что там олени – от ежегодных посевов запросто может истощиться почва, а небольшой пожар в деревне без колодца превращается в прекрасное, но короткое огненное шоу.
Нам очень нужно сохранить урожай. Иначе будем жрать бревна. Бревен, кстати, много.
Судьба Кроатона.
Впрочем, эта замечательная игра не лишена и некоторых недостатков. Рано или поздно, но вы научитесь решать возникающие перед вами задачи совершенно правильно, и ваша колония заработает как часы. И вот тут-то вы поймете, что делать в данной игре больше нечего. Травники и лекари будут легко пресекать казавшиеся когда-то неодолимыми эпидемии. Дровосеки под вашим чутким руководством будут рубить ровно столько леса, чтобы за зиму подросли на смену молодые деревца. Поля, попеременно засеваемые то в одном, то в другом конце деревни не будут оскудевать, а количество молодых и старых колонистов идеально сбалансируется. Делать больше нечего – только создавать новую карту. Справедливости ради отметим, что добиться этого очень и очень непросто.
Banished не лишена недостатков – но ее создал единственный человек. Нельзя не уважить!Кроме того, совершенно неясно, на что в глобальном плане влияет обучение в школе, поскольку ваши колонисты меняют профессии как перчатки. Незначительная прибавка к эффективности не стоит того, чтобы вообще строить школу. Вчерашний рыбак одинаково эффективно трудится на поприще кузница, а построить дом, кажется, может вообще каждый. Если бы в игре все же были четкие профессии, как, скажем, в сериале Tropico, игровой процесс бы только выиграл. Тем не менее, общая картина от этого не страдает.
Дела пошли в гору – пришлось даже расширить склад.
Журить Banished за любые другие недостатки просто невозможно – ее разработкой занимался всего один человек. Да, здесь не самая совершенная графика. Да, люди ходят сквозь деревья и ограду. Да, зданий маловато. Да, анимация неидеальна. Но «единственный разработчик, создавший столь увлекательную вещь на голом энтузиазме» – вот ответ на любые претензии. В конце концов, некоторые студии с полноценными коллективами программистов и аниматоров порой делают значительно более мерзкие проекты.
Игра Banished – это отличный выбор для всех, кому хочется покоя. Это непростой, и в то же время необременительный симулятор колониста, в котором, как и в реальной жизни, за ошибки приходится платить самую высокую цену. Тем не менее, в очередной раз, хохоча над тем, как ваши подопечные подыхают с голоду, вы поймаете себя на мысли, что находитесь в двух шагах от нирваны. Может быть и не хит, но лучший успокоитель нервов – точно.