Все мы слышали об Игромании. Многие даже читали её. Я один из этих многих. В своё время я зачитывался этим журналом и засматривал до дыр диски с Видеоманией. Однако сейчас некогда флагманский журнал превратился в унылую посредственность, вроде Пегача. Как же так получилось? Подходите поближе, сейчас я расскажу вам всё!
Кадры решают всё
В конце девяностых-начале двухтысячных, в Игромании сложился очень и очень хороший коллектив. Ребята не были профессиональными журналистами, но были не бесталанны. А потому и статьи, выходящие из под их пера, было приятно читать. У них были свои стили и много хорошего юмора. Любое превью или обзор были интересны и желанны публикой. Те же особые спец-проекты ( на несколько страниц) в которых об игре рассказывали так много всего, что хотелось немедленно её получить и начать уже играть, так сильно дразнили эти материалы. Как я уже сказал выше – люди тогдашней Игромании были талантливы и любили своё дело.
Тот самый обзор God of War 3 от Олега Ставицкого. Посмотрите, не пожалеете!
Одним из таких был и Антон «TJ» Логвинов, который в 2004 году создал Видеоманию и стал её продюсером. Логвинов не прогадал, ведь на тот момент у большинства россиян не было доступа к интернету, а значит и контент, поставляемый Видеоманией ценился, аки сокровище.
Чего там только не было: трейлеры и моменты из геймплея, анонсы и видео с выставок, приколы, советы и читы. Но главным, главным всегда была ( по крайне мере для меня) рубрика «Мнение», в которой ряд авторов и редакторов Игромании высказывал своё мнение о той или иной игре. Там же светился и сам Антон, который, благодаря своей манере изложения мыслей, быстро стал популярен среди тех, кто любил смотреть «Мнение».
Такой молодой, а уже продюсер! А чего добился ТЫ?
Вообще, стоит сказать, что в «Мнении» пересидели все мало-мальски нормально говорящие авторы и редакторы, иногда даже главреды, но мне хотелось бы выделить людей, слушать которых было приятнее всего. Этими людьми были: Альберт Эйнштейн Александр Кузьменко, Алексей Макаренков, Олег Ставицкий, Георгий Курган, Игорь Асанов, Александр Шакиров и Антон Логвинов ( куда ж без Патриарха? ).
Знакомые имена? Очень на это надеюсь, ведь все они излагали мысли настолько хорошо, что после того, как покинули Игроманию, основали собственные издания, игровые каналы на YouTube или присоединились к уже существующим. Лично я продолжаю наблюдать за четырьмя из списка: Макаренков - ушёл в 4Game, Логвинов – свой канал имени себя любимого на Youtube, Кузьменко и Асанов – C-c-combo Breaker! - канал на YouTube.
Лого канала C-c-combo Breaker! Тоже всячески рекомендую туда забежать.
Собственно, вот она – главная проблема того, что современная Игромания скатилась в не пойми что. Все талантливые люди ушли оттуда раньше или позже, а заменили их дилетанты, которые наполнили статьи и материалы огромным количеством грамматических и орфографических ошибок, а редакторы не исправили эту ситуацию, ибо тоже дилетанты. Дошло даже до того, что авторы статей начали вступать в перепалки с отрицательно комментирующими статьи пользователями. Согласитесь, не очень достойное поведение для игрового журналиста.
Последним, из «старой гвардии», кто покинул Игроманию, был «Старпом» Макаренков. Алексей ушёл с поста главного редактора в 2015-м году, что многими было воспринято, как окончательная и бесповоротная смерть некогда культового журнала. И знаете, я с ними согласен.
Лучшее и самое смешное видео с участием Алексея - мнение о Е3 2014.
Интернет всему виной
Вот и вторая причина скатывания Игромании, которая больше похожа на оправдание. Журналу пришлось перейти на электронный формат, ведь огромное количество современных журналов (не только игровых) давно уже перешло на него и успешно вещает из интернета, остановив выпуск печатных изданий навсегда.
Естественно, что это привело к огромному сокращению тиража журнала и активным действиям со стороны руководства, которое пыталось найти правильный формат и определить новую политику развития журнала в электронном виде. Поскольку Видеомания утеряла свою актуальность из-за массового пользования интернетом, то от неё сейчас ничего не осталось, ушли навек те самые «Десятки самых-самых» и «История серии», озвученные неимоверно доставляющим Борисом Репетуром, ушли «Мнения», из-за неумения новых авторов красиво излагать мысли и отсутствия у них харизмы. Остались только трейлеры, видеоверсии обзоров, геймплейные видео, новости индустрии и видео о технике.
Новым (и единственным) ценным приобретением стала рубрика Игромания-Flashback, в которой вспоминают игры прошлых лет. Оставив печатное издание позади, журнал взял курс на Вконтакте и YouTube и не прогадал, его аудитория сейчас успешно растёт, даже несмотря на всю его современную посредственность.
Рекламный ад
Ни для кого не секрет, что любой журнал, печатный или не очень, выживает за счет рекламы. Это, конечно так, если он хочет остаться более-менее бесплатным для аудитории. Платная подписка в электронных изданиях сейчас редка, все предпочитают работать по такой схеме: если ты не подписан, то видишь много рекламы, если подписан – рекламы видишь гораздо меньше. Отличный подход, который себя уже оправдал в бесчисленном множестве интернет-изданий.
Однако у Игромании сейчас другой. Журнал берёт какой-то товар и пиарит его одновременно с популярной игрой, всячески подталкивая к приобретению товара. Ярким примером может служить реклама супершироких мониторов LG, которая прикручена к спецпроекту по Divinity: Original Sin 2.
А вы уже купили 33-х дюймовый монитор LG UltraWide? Как нет? Ну пожалуйста...
Описывая игру, они миллион раз упоминают о том, как же круто в неё играть в кооперативе с одного компьютера, используя этот суперширокий монитор. Раздражает, не правда ли? Я ещё понимаю, когда берут и устраивают просто обзор-рекламу техники, это ещё нормально. Но выдавать рекламу за материал по игре – это отвратительное очковтирательство, которое, я уверен, больше отталкивает аудиторию, нежели привлекает её.
Конечно, все понимают, что аудитория у Игромании большая и рекламодатели с радостью покупают у журнала рекламу, но можно же это сделать культурнее и цивилизованнее, без обмана и использования хайпа хороших и громких игр.
Кино, вино и домино.
В своей статье «Советы начинающим: игровая журналистика» я уже упоминал данную проблему, которая, на мой взгляд, довольно крепко засела в современных игровых изданиях. А именно – попытка привлечь новую аудиторию, путем расширения контента. В Игромании пошли на отчаянные меры и решили найти новых читателей и зрителей, создав подразделение, под названием Игромания КИНО. Вы только вдумайтесь в это словосочетание. Игромания КИНО. Игромания. КИНО. Это же откровенный ужас. Журнал, который всё своё существования был только про игры, начинает писать про кино и сериалы.
Я, конечно, понимаю, что у игр и кино есть одно общее – это две ветви индустрии развлечений. И всё! Больше ничего нет. Нет никаких причин вводить такое подразделение. Я был откровенно разочарован данным решением, поскольку мне, может быть, ещё было бы интересно послушать о кино от старой команды Игромании, которая могла красиво выражать свои мысли, но от современных бездарных ноунеймов, едва ли.
Обиднее всего то, что журнал стал очень активно спекулировать на теме кино и сериалов: разного рода спец-материалы, превью и обзоры, мнения редакторов и авторов, обсуждения серий и прочее и прочее. Огромный ворох ненужной чепухи, считаю я. Если уж вы создаёте издание об играх, то и держите его в рамках своей компетенции. Этим вы, во-первых, проявляете уважение к читателям, а во-вторых, показываете свой профессионализм. Игровое издание должно быть об играх. Только о них, и точка!
Оцени оценку.
Последним фактором скатывания вниз некогда великого журнала можно назвать их смещение вектора оценки. То есть, как было раньше – выходила игра, если она была средней, то ей ставили 5-6 баллов, хорошей от 7 до 8, отличной 9 баллов, а уж десятки ставили так редко, что их всего 5 было лет за восемь. Сейчас же ситуация изменилась. Середняки оценивают на 7-7,5 баллов, хорошим играм ставят от 8 до 9, отличным 9,5 баллов, а уж десятки сейчас ставят ещё реже. И я решительно не понимаю, зачем иметь десятибалльную систему оценки, когда вы, по сути, пользуетесь всего пятью баллами.
Вот примерно так же сейчас и в Игромании...
Но даже не в этом суть, а в том, что раньше оценка была более справедливой, и позволяла оценить игру более развернуто, указав плюсы и минусы и обосновав выбор своей оценки. Сейчас же это решительно невозможно, все хорошие игры награждаются своими восьмью с половиной баллами с надуманными плюсами и минусами.
Особенно меня удручает тот факт, что оценки зачастую сильно завышены и не соответствуют другим, более честным сайтам или сайтам, на которых за оценки голосуют игроки. Видно же, как мнение Игромании расходится с мнением игроков и показывает, что в редакцию в очередной раз не забыли завезти чемоданы.
Итоги
Как не печально это признавать, но эпоха Игромании ушла. Некогда великий журнал, флагман игровой журналистики в России превратился в своё жалкое подобие, растеряв всех талантливых авторов и окружив себя самой жуткой и навязчивой рекламой из всех возможных.
Мне хочется надеяться, что самая тёмная ночь перед рассветом и, что у Игромании будет ещё своё звёздное время. Но для меня самым лучшим временем журнала так и останутся те замечательные пятнадцать лет, в течение которых я с гордостью мог сказать: «Я – читатель Игромании!».
Спасибо за внимание и удачи!
P.S.:
Прозвище Логвинова «TJ» - Тоха Жирный.