Книжная серия «Гномы» германского писателя Маркуса Хайца заслуживает обязательного прочтения (на русском языке вышла под названием «Повелитель гномов»). Тем более, что на основе книги немецкая студия KING Art Games создала сюжетную ролевую игру The Dwarves. Правда до этого разработчики делали квесты (The Book of Unwritten Tales, The Raven), и работа с ролевыми играми стала для них новым опытом. А получилось ли у немцев сменить направление и создать знакового представителя жанра, вы узнаете из нашего обзора.
Могущественный волшебник и глава школы магов просит молодого гнома-кузнеца Тангдила совершить длинное путешествие и отнести важную посылку его другу. Тот с радостью соглашается, потому что школа расположена под землей, а Тангдил почти всю жизнь не поднимался на поверхность и мечтал познакомиться с другими сородичами. Молодой кузнец еще не знает, что последний раз в жизни видит магов учеников, друзей, товарищей и волшебника Лот-Ионана. И он даже не догадывается, что окажется наследником королевского престола и скоро займет не последнее место в гуще войны между гномами, альвами, людьми, орками и демонами.
Сюжет The Dwarves – классическое фэнтезийное повествование со сказочной атмосферной музыкой, обилием текстов и приключений. Как обычно в таких ситуациях, герой отправляется из точки А в точку Б, по пути заводит друзей, наживает врагов, а в конце спасает мир. События развиваются на фоне расовых конфликтов и масштабного противостояния Добра со Злом. И даже несмотря на вторичность задумки, история быстро захватывает внимание и держит достаточно, чтобы пройти игру до конца. Подкупает и юмор, живые диалоги, увлекательные тексты, харизматичные спутники и боевые товарищи Тангдила. Ощущается, что это не просто придуманные для игры болванчики, а настоящие герои, сошедшие со страниц книги – у каждого своя история, манера речи, шутки и даже акцент.
Мир Гирдлегарда
Карту мира The Dwarves разделили на сотни районов. Передвигаться между ними можно с помощью фигурки гнома. События происходят в реальном времени, и вместе с отрядом игрока по миру перемещаются армии врагов, друзей, торговцев и случайных путников. На пути встречаются дополнительные задания, важные и не очень события. Их исход зависит от действий или решений игрока, а задачи различаются по степени значимости. Можно встретить торговца и продать ему ненужные вещи, зайти в таверну, чтобы получить ночлег или дополнительное задание, а позже спасти шахтеров или деревню от орков.
На карте мира полно приключений и опасностей.
Игровые персонажи тоже совершают действия, и они напрямую влияют на мир Гирдлегарда. Если войти в деревню до армии орков, то можно помочь жителям защитить поселение, получить награду и опыт. А если не успеть, или не придать этому значения и зайти позже, то окажется, что селение разрушили и разграбили, а жители мертвы.
Реалистичное побоище
Программисты студии KING Art Games хвастались, что сами создавали движок игры. Поэтому кроме сюжета и тонны текста, много времени уделили боевой системе. Она сложна, а ее фишка в реалистичной физической модели поля боя и действий героев. Врага можно отбросить на другого противника, сбить с ног, упасть на землю от удара или отлететь в сторону из-за применяемого скила товарища по команде.
В здешних баталиях победа зависит от постоянного переключения между персонажами и вовремя прочитанного задания. Местная мана называется очками действия (ОД). Они тратятся на использование умений и не сразу пополняются. Поэтому бои ведутся по классической для таких игр схеме: нажимаем на тактическую паузу, используем скилл одного персонажа, переключаемся на другого, выбираем удар для него, переключаемся на третьего, и так далее. После запуска игры с паузы герои выполняют назначенные команды. Ждем, когда у первого появляются ОД для очередного умения и повторяем действия по кругу. Кроме этого нужно перемещать персонажей по полю боя, назначать им другие цели, уводить из-под сильных ударов противников, лечить и прочее. Любой, кто играл в Pillars of Eternity, Dragon Age и подобные игры, понимает, о чем речь.
Компанию Тангдилу составляют до 10 героев одновременно. Но выбрать для боя за раз можно только четверых. В зависимости от типа задания, подбирается команда с уникальными умениями, которой не страшен любой враг. Правда такая роскошь доступна не сразу. Сначала наш герой довольствуется компанией двух других гномов. Причем набор умений и тактика боя у них почти одинакова. И только во время сюжетных заданий к ним присоединяются герои с другими возможностями.
Среди боевых миссий попадаются и поручения с подвохом. Они скорее рассчитаны на смекалку, внимательность и заставляют читать цели боя. Вот вы встречаете на дороге армию орков и вступаете в сражение. Но врагов слишком много, и всякая попытка одолеть противника физически проваливается. А по заданию на сражение нужно, чтобы четверо героев достигли конца карты. Поэтому просто выделяем всех персонажей и без боя бежим с начала карты в конец.
Как рождаются герои
В The Dwarves персонажей не нужно фаршировать оружием, доспехами, выбирать из трех десятков характеристик и направлений развития. Одежду и прочие вещи Тангдил и его соратники получают по мере продвижения сюжетом. И кроме умений, каждый герой снаряжается дополнительным предметом – это может быть зелье или талисман, влияющий на защиту, атаку или другое усиление. К тому же союзники, как и главный гном, получают навыки. Их система проста: каждые два уровня персонаж увеличивает запас здоровья и может выучить одно из двух умений. А то, что не выбрали, остается недоступно для конкретного героя до конца игры.
И хотя тут нет классов, они уже заложены в наборе умений каждого персонажа. Например, в Тангдиле и его возможностях, как и в одном из гномов попутчиков, угадывается класс воина. Другой бородатый вояка похож на танка, имеет больший, чем у других запас здоровья, щит и сдерживающие врагов скиллы. Встреченная героями актриса – вылитая эльфийка, – а ее умения напоминают классического убийцу или ассасина. Она мгновенно переносится за спину врага и наносит сильный урон. По ходу развития игры, встречаются персонажи, по умениям похожие на магов, лучников, друидов и других характерных для фэнтези классов.
Красота фэнтезийного мира
Игры подобного жанра редко когда выглядели графически идеальными, а временами специально сделаны под стилистику старых РПГ (Pillars of Eternity). Часто они делаются в мультяшном стиле и скрывают за этим слабую детализацию и косые текстуры.
Персонажи не квадратные, и на том спасибо.
The Dwarves не имеет расширенных настроек графики, а среди доступных на выбор ползунков управления изображением есть только общие показатели, разрешение экрана и вертикальная синхронизация. Поэтому на безупречную картинку рассчитывать не стоит. Тем не менее, игра выглядит приятно и вполне современно, а для фэнтезийной приключенческой истории от небольшой студии с обилием текстов и эпическими событиями большего не требуется.
Не все так сладко в королевстве
Главный недостаток игры – боевая система. Сначала кажется, что в The Dwarves слишком сложные бои, поэтому умирать приходится часто, а сами сражения выглядят и ощущаются как нечто сумбурное и непонятное. И только потом, за реалистичной физикой и движком, проявляются ошибки разработчиков. Начнем с того, что героями тяжело управлять. Они часто не реагируют на команды, застывают на месте, врезаются друг в друга, во врагов и встреченные на пути преграды и текстуры.
Добавим к этому непредсказуемое поведение камеры, которая после выключения тактической паузы занимает совершенно неожиданные и неудобные для игрока ракурсы. Попутно она обнажает часть текстур, уходит за карту или ставит перед носом здания, горы или деревья. Поэтому приходится опять нажимать на паузу и возвращать камеру в нужное положение.
Бесполезным аспектом механики The Dwarves оказалась еда. Создатели, наверное, пытались привнести в ролевую игру элементы выживания, но по факту кушать героям нужно только для восстановления хитпоинтов во время переходов по глобальной карте. Но часто их здоровье достаточно, а больше ни на что этот ресурс не влияет. Игрок может часами ходить по карте с показателем еды «0», и ничего не изменится. Соратники не будут жаловаться, что голодны, их характеристики не упадут и не повлияют на будущие сражения.
Не довели до ума и локализацию. Во время диалогов встречаются непереведенные с немецкого языка тексты, где понять происходящее можно только по дублирующей речи на английском. И если его большая часть геймеров кое-как понимает, то с немецким сложнее.
К тому же The Dwarves часто вылетает. Это происходит во время боев, диалогов и кат сцен. А в этих случаях сохраняться нельзя. Поэтому не раз приходится перепроходить сложные сражения, заново разговаривать с НПС или выполнять второстепенные задания.
Стоит отметить, что игра проходилась на предрелизной версии, а когда вы читаете эту статью, The Dwarves уже вышла официально и, скорее всего, получила патч с исправлениями. Поэтому, возможно, часть ошибок уже исчезли или их исправят в ближайшем будущем.
The Dwarves – фэнтезийная ролевая игра, где на первом месте оказался сюжет. А после него выделяется непростая боевая система, которая не даст расслабиться, заставит напрячь извилины, включить смекалку и даже иногда понервничать. Если любите игры, где надо много читать, влиять диалогами на ход событий и противостоять классическим силам Зла, то вы нашли то, что нужно. Не ждите от The Dwarves экшена и бешеного ритма. Это ламповая РПГ, которая проходится зимним вечером за чашкой горячего чая.