Stronghold Crusader 2 – это, по словам самих разработчиков, продолжение а не ремейк одноименной игры 2002 года выпуска, которая, в свою очередь, была дополнением к игре Stronghold, что увидела свет в 2001 году. Надежду на то, что нас действительно порадуют чем-то новеньким, вселяло то, что компания-разработчик Firefly Studios лично занималась всеми частями градостроительной эпопеи.
Кроме того, оптимизму прибавлял и факт, что с момента выхода последней игры британские разработчики не почивали на лаврах, а всячески оттачивали свое мастерство, выпуская те или иные градостроительные стратегии. Отчего-то нас совершенно не насторожил ни выход в 2011 году довольно посредственной Stronghold 3, ни, прямо скажем, весьма сомнительного качества трейлеры.
Одним словом, оптимизм, надежды и воспоминания о старых добрых деньках, когда мы были моложе, а игры – лучше, и вынудили нас поверить в разработчиков и установить на жесткий диск стратегию Stronghold Crusader 2.
Пока крестьяне пашут как проклятые, клоун клоунничает.
Повторение – мать учения
Третий Крестовый поход, 1084 год. Ричард Львиное Сердце и султан Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб, которого по понятным причинам принято именовать просто Салладин, готовятся удобрить пески Палестины тысячами трупов. Европейцы полны решимости вырвать Гроб Господень из рук язычников, а армия мусульман планирует как следует надавать по шее неверным. В этой милой атмосфере всеобщей дружбы, любви и веротерпимости наш безымянный герой с голубыми кровями в жилах следует в авангарде армии короля или султана, отстраивая для них опорные крепости, снабжая высшее начальство оружием и, при необходимости, принимая личное участие в эпических сражениях.
Stronghold Crusader 2 – это просто перезапуск одноименного оригинала 2002 года, который даже оптимистам не казался шедевром.Для тех, кто пропустил первые части, проведем короткий ликбез. Сериал Stronghold представляет собой градостроительную стратегию в реальном времени, действия которой разворачиваются в эпоху раннего Средневековья. В качестве мелкого феодала, мы раз за разом отстраиваем свой замок, особое внимание уделяя обеспечению подданных. В игре царит странная форма средневековой демократии, так что крестьян – основную рабочую силу, на которой мы и построим свое процветание – приходится заманивать усиленным питанием, низкими налогами и всяческими увеселительными заведениями. Они, в свою очередь, работают на наших фермах, лесопилках и каменоломнях, платят налоги, добывают ресурсы. Из них же создаются и войска – единственные отряды, которыми мы можем руководить непосредственно. И так от миссии к миссии, до победных титров.
В этом плане Stronghold Crusader 2 совершенно неоригинальна. Мы по-прежнему не можем напрямую приказывать крестьянам, которые как-то сами по себе заводятся в нашей деревеньке, стоит лишь нам создать жилищный фонд, продуктовое изобилие и налоговый рай. Делается это силами первых восьми работников, приписанных к нашей центральной башне – донжону, играющему роль штаба. Постепенно наши владения разрастаются, трудолюбивые работники начинают выращивать полезные злаки и добывать ресурсы, которые тратятся на создание новых зданий, позволяющих нам сделать крестьян еще счастливее. Firefly Studios решила не мудрить, да и просто перенесла все здания, существовавшие в первой части, в свое «продолжение». И ветераны, и новички освоятся довольно быстро.
Показ мод в стиле "крестоносец", коллекция 1084 года.
Ни уму, ни сердцу
Но есть ли смысл вообще связываться с этой игрой? Да, Stronghold Crusader 2 получила новый графический движок с третьим измерением, выдающий нам картинку уровня примерно 2006 года. Но, по сути, перед нами все та же скучноватая и однообразная игра, что и в 2002 году. От миссии к миссии мы раз за разом отстраиваем замок, отражая постоянно усиливающиеся атаки врага, после чего, наладив экономику, копим армию, чтобы одним мощным ударом сокрушить противника. Справились? Отлично, вот вам новая миссия, постройте-ка в пустыне замок, отражая усиливающийся натиск врага, а затем... Дополнительные задания в духе «собери 150 яблок» не только не оживляют игровой процесс, но делают его однообразие еще более явным.
Весь игровой процесс построен на повторении одних и тех же действий, что вызывает скуку примерно через час после начала игры.Ситуацию могла бы спасти интересная экономическая модель в духе серии Settlers с длинными производственными цепочками, но в Stronghold Crusader 2 она проста, как двери. Вырастили хмель – отправили его в пивоварню – получили пиво, которое выпили в таверне, повышая мораль. Все цепочки очень скучны и коротки, самая длинная из них – производство хлеба – занимает три пункта: вырастить зерно, перемолоть его в муку, из муки испечь булки. Все. Таким образом, от игрока требуется построить на плодородной почве как можно больше всяких «выращивалок», рядом – перерабатывающие это сырье предприятия с расчетом два поля на одну пекарню, и... И все. Та же ситуация и со снаряжением своей армии – добываем ресурсы, перерабатываем их в оружие. Оружие и свободные крестьяне в казармах превращаются в солдат. Войска обводим рамочкой и бросаем в топку войны, спокойно игнорируя все эти построения и прочую ерунду, потому как бесполезны. Смыть, повторить. Все это надоедает в течение часа.
Пушечное мясо пока ещё живо, и водит хороводы. Сейчас мы это исправим.
Данная игра – весомый аргумент в пользу отказа от стратегий в реальном времени. В существующем виде они себя изжили.Постройка замка тоже не вызывает бешеного восторга. Здания строятся мгновенно, главное накопить нужное количество ресурсов. Добыли камень, окружили себя стеной. Построили лестниц, загнали на стену стрелков, понатыкивали башен и баллист. Под стенами можно устроить разного рода ловушки, осаждающих – поливать кипящей смолой, которую крестьяне добывают в болотах. Принимая во внимание, что единственная стратегия, доступная компьютерному интеллекту – давить кучей, боевая составляющая игры надоедает уже после первого же сражения. Недоумение – единственная эмоция, которая преследует вас в течение всей игры. Stronghold Crusader 2 насквозь пропитана атмосферой бессмысленности происходящего. Ситуацию мог бы спасти режим-песочница, где мы просто так, в свое удовольствие строим замок, но, прямо скажем, паршивая графика и, как говорилось выше, скучный и однообразный игровой процесс, убивают всякое желание повторно запускать эту игру.
Stronghold Crusader 2 появилась на свет слишком поздно. Выйди она году, эдак, в 2005, ей бы не было цены. А сегодня это просто довольно точное переиздание оригинала, не несущее в себе совершенно ничего нового. Критиковать игру в целом бессмысленно – она просто воспроизводит первую часть, которая, положа руку на сердце, тоже не была шедевром. Запускать ее стоит в том случае, если вдруг вас замучила тоска по оригиналу. Впрочем, игрокам, которые пропустили первые части, возможно, тоже будет интересно скоротать за ней пару вечеров. Однако уже в следующем году вы о ней и не вспомните.