Если задуматься, то первая игра серии «Казаки» вышла в свет 15 лет назад. Компания GSC Game World, до этого широко известная в узких кругах своей тотальной конверсией игры Warcraft 2, в одночасье проснулась знаменитой. «Казаки: Европейские войны» прославили на весь мир Украину, как страну в которой, оказывается, кроме горилки и пресловутых казаков, еще есть и игровые разработчики.
На фоне какой-то всеобщей буйной истерии в духе «вау, крутецкая игра от наших!», подавляющее большинство почему-то отказывалось обращать внимание на то, что перед нами банальный Age of Empires 2, перекрашенный в национальный колорит и лишенный лимита на создание войск. Только во второй игре разработчики отошли от бессмысленного гигантизма в пользу тактики...
И вот, спустя пятнадцать лет, падение и воскрешение разработчика, нам снова предлагают повести в бой многочисленные полки, перекрашенные в национальный колорит.
Снова война
XVII век выдался очень непростым для старушки-Европы. В Тридцатилетней войне вцепились друг другу в глотки протестантская и католическая лиги. Вспыхнула гражданская война во фрондирующей Франции. Богдан Зиновий Хмельницкий зажег пламя восстания на землях Надднепрянщины Речи Посполитой. Англия и Испания начали морскую войну за господство над Вест-Индией, а Блистательная Порта, похоже, решила поставить весь христианский мир под зеленое знамя ислама. В это непростое время и придется вам лично повести в бой свои полки, и доказать всем, что самый крутой полководец не тот, у кого армия больше, а на чьей стороне функция Save-Load.
Для тех кому лень читать – сразу краткое резюме. Это просто переиздание игры 2001 года с улучшенной графикой. Нравится – идите, покупайте, играйте. Не были фанатом Казаков в том бородатом году, или вообще тогда не родились? Лучше обходите стороной.
Что же такое Казаки в целом, и Казаки 3 в частности? По сути это такой большой мод на игру Age of Empires 2 с претензией на историчность. Основные отличительные особенности игры – возможность построить армию из 1-2 тысяч отрядов. Вторая отличительная черта серии – реалистичный счетчик здоровья пехоты. Так, один удачный выстрел разит даже очень крутого гренадера наповал, так что для ведения боев, как и в реальной жизни, следует набирать, скажем, человек пятьсот пехоты и полторы сотни кавалеристов. Наконец, изюминка третья – боевые построения, которые, как и в серии Shogun, могут изрядно повлиять на исход боя, порой даже преломив его. Например, пикинеры, выстроившиеся в каре, могут долго держать оборону против накатывающихся на них волн кавалерии. Выстроившиеся в три ряда мушкетеры бодро перерабатывают в фарш из мяса, ткани и свинца любое количество всяких там копейщиков и мечников. Кавалерия хорошо действует, если пользоваться тактикой «ударил - убежал», а артиллерийская батарея отправляет живую силу врага на тот свет сотнями.
Просто ремейк
Еще одна отличительная особенность серии – живая экономическая модель. Все отряды постоянно поглощают еду и золото, каждый выстрел тратит определенное количество угля и железа, здания стоят вполне серьезных денег, а не условные «50 кредитов за пехотинца». Таким образом, при должном умении превосходящие силы врага можно просто отрезать от тылов и дождаться пока армия противника не передохнет с голоду или не окажется неспособной провести ни единого выстрела без угля или железа. С другой стороны, из-за всех этих ухищрений, побеждает в игре тот, кто может быстрее других собрать новую армию взамен старой, которую мы благополучно угробили, уничтожая основные ударные силы противника.
Все вышесказанное исчерпывающим образом описывает весь игровой процесс. Первый час-полтора вы занимаетесь тем, что строите фермы и мельницы, шахты и карьеры, ловите рыбу, рубите лес и раз за разом кликаете по всем доступным хозяйственным улучшениям. Вся эта тоска требуется для того, чтобы в самый ответственный момент ваша армия не вымерла от голода и смогла палить из своих ветхих мушкетов или корабельных пушек. Провозившись первый час игры, вы начинаете штамповать полки, которые, красиво выстроив в тактически наиболее благоприятные порядки, отправляете по направлению к противнику. После короткой, но жестокой мясорубки, где дохнет процентов девяноста личного состава, вы строите новую армию и проводите новую мясорубку метров на двадцать ближе к укреплениям врага. Смыть, повторить. Вот вам сжатое описание всех миссий, всех кампаний, и вообще всех возможных игровых сессий. Почему эта игра была так популярна? Да черт его знает...
И без того скучноватый игровой процесс усугубляет интеллект что ваших подопечных, что врагов. Конница в любой момент может без приказа сорваться в атаку на артиллерийский расчет и поскорее начать удобрять собой сырую землю. Двигаться строем ваши бравые солдаты умеют весьма условно – марширующие квадратики быстро перемешиваются и превращаются в ощетинившееся пиками и саблями стадо. Анимации с тех дремучих времен так и не поправили – внешне похорошевшие галеры все так же плавают, не двигая нарисованными веслами, пушки, явно одержимые демонами, сами ползают по полю битвы, механика морали, которую, якобы должен укреплять священник, так и осталась нереализованной (в прошлый раз ее подключили только во второй части). Наконец, как и раньше, солдаты разных стран и эпох весьма условно отличаются друг от друга.
Плохая старая игра
То, что в 2001 году выглядело вполне прилично, сегодня смотрится просто жалко. Казаки 3 предлагают нам поиграть в одну из пяти кампаний, выполненных в худших традициях ветхой Age of Empires 2. Прошло пятнадцать лет, а разработчики все еще подают свой сюжет в виде длинных простыней мелкого текста. Каждая миссия кампании требует от игрока построить базу, наштамповать армию и уничтожить все «во-о-он на той точке карты». И да, здесь по-прежнему можно заковырять пиками крепость – пусть даже на это уйдет значительно больше времени, чем на расстрел каменных стен из пушек. Если во время игры у вас появляется ощущение, что это просто популярный нынче HD-ремейк, то это потому, что перед нами просто популярный нынче HD-ремейк.
В отличие от геймдизайнеров, художники поработали на славу. Войска и постройки нарисованы весьма симпатично, даже если абстрагироваться от того, что вы строите роскошные дворцы, академии и, на минуточку, Киево-Печерскую Лавру посреди пустыря. Звук в целом тоже не раздражает – в игре полно колоритных бравурных маршей, выстрелы мушкетов и пушек довольно убедительны. Впрочем, пристальный взгляд замечает, что солдаты напрочь игнорируют камни и деревья, а красивая и густая растительность больше раздражает, потому что часто за ней не видно зданий, не говоря уже о войсках на марше.
Многопользовательская игра ничем не отличается от однопользовательской – только играете вы против человека, а не туповатого компьютера, который совершенно не поумнел с 2001 года, стараясь давить массой. Впрочем, поиграть спокойно очень непросто, соединение устанавливается с трудом, а постоянные разрывы связи вряд ли позволят довести до конца хоть одну партию.
Казаки 3 не удивили. Это просто ремейк туповатого старого клона Age of Empires 2, который получил едва ли не культовый статус. Это безнадежно устаревшая, жалкая и корявая игра с плохим управлением и скучной кампанией. Тысячные армии, казавшиеся такой «мегакрутью» в 2001 году, сегодня только бесят – пока выстроишь экономику и наштампуешь эту орду, желание играть начисто пропадает. Уделить время проекту захотят лишь самые безумные фанаты, да наиболее любопытные новички. Любителям стратегий просьба не беспокоиться.