Doovakiin, Doovakiin
Naal ok zin los vahriin
Wah dein vokul
Mahfaeraak ahst vaal
В 2010 игровую общественность удивили видеороликом, в котором не было показано никакого геймплея, скриншотов или даже концепт-арта. Только вырезанная на камне картина с воинами и драконом, потрясающая песня и голос, рассказывающий про единственного героя, которого боятся драконы - Довакиина. Одно стало ясно - Bethesda в усиленном темпе готовит новую игру из классической серии RPG – The Elder Scrolls, и назначает для её выпуска красивую дату – 11.11.11.
Skyrim – пятая игра из серии, которая началась ещё в седом 1994 году. Основным принципом для главных игр (было еще и несколько побочных, впрочем, тоже неплохих) стала максимальная свобода в развитии персонажа и действиях игрока. Вы могли стать кем пожелаете, и делать что хотите – можно было даже не проходить главный квест, просто путешествовать по миру, изучая его и развлекая себя всеми вообразимыми способами.
Но сразу же после объявления о выпуске The Elder Scrolls V: Skyrim некоторые фанаты серии начали беспокоиться – а не сделают ли наш любимый игровой мир казуальным и еще более "простым", как это случилось в Oblivion, если сравнивать его с Morrowind? Что ж, теперь мы можем ответить на этот вопрос и заодно погрузиться в мир сурового северного королевства Скайрим, в честь которого и названа игра.
Winter is coming
С катастрофических событий, описанных в Oblivion, прошло уже двести лет, но жизнь народов Тамриэля была не такой уж безоблачной. Извержением вулкана был практически уничтожен остров Ввандерфелл, на котором происходило действие Morrowind – часть данмеров бежала от стихии в Скайрим, где к ним относятся как к существам второго сорта и селят в гетто. Империя находится на грани развала, заключив позорный мир с Доминионом Алдмери. Одним из условий этого мирного договора стал запрет на поклонение Талосу, одному из божеств, особенно любимому в Скайриме. Это и многое другое расшатало политическую ситуацию в северном королевстве, и теперь оно находится на грани отделения от Империи.
Последней каплей в чаше гражданской войны стало убийство короля Скайрима одним из его вассалов – Ульфриком Штормклоком (надеюсь, не переведут как Штормоплащ). Ульфрик однажды пришел во дворец, вызвал короля на поединок и попросту разорвал его на части одним лишь криком на драконьем языке.
Увы, через некоторое время Ульфрика захватили имперские солдаты и повезли на тайную казнь, а главному герою случается попасть в одну повозку с ним. С этого и начинается ваша история...
Стоять под таким пламенем - не самая хорошая идея.
Каждая игра The Elder Scrolls начинается с одного увлекательного процесса - создания персонажа. Skyrim не исключение, но в этот раз нас ожидают сюрпризы. Один из них несказанно обрадовал меня - лица Скайрима реалистичны и хорошо выдержаны стилистически, разительно отличаясь от пластилиновых дебильных рож Обливиона. В качестве небольшой издержки, каждое лицо несет на себе отпечаток суровости и порой даже жестокости, даже если вы попытаетесь создать добродушного босмера. Причины такого подхода понятны. Скайрим это вам не тепленький Сиродиил – тут героя ждут яростные морозы, гордые северяне и огромное количество алкогольных напитков, поневоле лицо станет хмурым, серьёзным.
Второй сюрприз очень спорный и новаторский для RPG. Вам не дают распределять какие-либо характеристики. То есть вообще. В игре нет в явной форме ни силы, ловкости или интеллекта, ни других характеристик, так привычных для любителей ролевых игр. Нет и традиционных классов, звездных знаков.
Как же в таком случае развивать персонажа? Вы начинаете с чистого листа и просто прокачиваете навыки. Уровень повышается от поднятия любых навыков, но со временем менее развитые навыки дают меньше прироста к уровню, наверное, поэтому из игры вырезали акробатику и атлетику, ведь их было слишком просто качать, подпрыгивая или бегая. А еще есть перки, которые можно заполучить после достижения определенного уровня в навыке. Перки... да, Fallout 3 не прошел для Bethesda бесследно. Ах да, еще при получении уровня можно повысить Магику, Здоровье и Стамину. Можно также зажечь один из камней, разбросанных по Скайриму - некоторые из них дают существенное ускорение к прокачке навыков. Перки и навыки подразделяются на три большие группы – для магов, воинов и воров.
В нордской таверне вам могут предложить: алкоголиков, красавиц, бардов и драки.
На этом кастомизация персонажа и заканчивается – дальше вы можете вылепить из него кого угодно: чистого мага, вора или воина, совместить эти архетипы, породив, к примеру, лучника-алхимика, убивающего врагов отравленными стрелами из невидимости, или бронированного мага, полагающегося только на разрушительные заклинания. Паладины, монахи, честные воры Робин Гуды или головорезы, охотящиеся только за своей выгодой, все это будет уже частью вашего отыгрыша, никак не ограниченного какими-то классами.
Практическое Драконоборчество
После небольшой прогулки по подземелью мы выбираемся на морозный воздух и замираем от восхищения, ведь природа в Skyrim проработана так, что диву даешься: тропинки петляют между красивыми деревьями, на горизонте и за спиной - горы. Ночью на небо восходят две луны, а иногда оно озаряется северным сиянием. Такой вкусной и проработанной атмосферы я не видел давно - и города не уступают просторам. Команда дизайнеров потрудилась также и над подземельями, в огромном количестве встречающимися тут и там. Помните однообразные, случайно сгенерированные подземелья в Oblivion? Забудьте о них как о страшном сне, ведь места скопления нежити, бандитов и прочих милых личностей в Skyrim сделаны вручную. К сожалению, иногда бывают ситуации, когда вы проходите сложное подземелье, и получаете в качестве награды какую-нибудь ненужную фигню, но теперь это скорее исключение, чем правило.
Stop right there, criminal scum!
Игроку будет, чем заняться и помимо похождений по подземельям и выполнения огромного количества квестов. Можно вступить в организации, и занять в них руководящие посты, в Skyrim есть, например, Колледж Винтерхолда для магов, "Компаньоны" для воинов и старая добрая Гильдия Воров сами знаете для кого. Замечено также присутствие Темного Братства – опасного ордена ассасинов-фанатиков. У каждой из фракций есть основная сюжетная линия и куча мелких квестов.
Немного побродив по миру и понаблюдав за политической ситуацией можно выбрать свою сторону в гражданской войне. Защищать целостность Империи, пусть и ставшей жестокой, но продолжающей объединять народы Тамриэля, либо присоединиться к Штормклокам и сделать Скайрим независимым.
Вы Довакиин – драконорожденный, и значит, можете впитывать души убитых драконов, становясь сильнее. А драконы, внезапно заполонившие Скайрим, будут не против отведать вас. Встречу игрока с огромными крылатыми монстрами реализовали умно – есть, как и заскриптованные драконы, появляющиеся в определенных местах, так и драконы случайные. Случайные могут напасть где угодно, так что не надейтесь на кажущуюся безопасность городов. Один раз я поставил быстрое путешествие в ранее открытую деревеньку, и пока она загружалась, пошел за чаем. Придя обратно, я обнаружил, что моего персонажа уже пережевывает приземлившийся прямо в центре поселения дракон. Увы, через некоторое время драконы становятся довольно простыми противниками, которых можно без труда победить, применяя одну и ту же тактику. Проблемы возникают только тогда, когда они нападают на вас кучей...
Убивать драконов также придется, чтобы получить доступ к драконьему языку – эдаким заклинаниям без маны, которые очень пригодятся воину, да и магам не будут лишними. В древних руинах, подземельях, а порой и просто на поверхности вы будете находить камни с начертанными на них драконьими письменами, а чтобы потом раскрыть их и начать использовать как раз и понадобятся поглощенные души драконов.
Настало время кричать БАСКУНЧУ.
Увы, нельзя сказать, что Skyrim безупречен с технической стороны. Иногда встречаются не очень четкие текстуры, но, учитывая размеры мира это можно понять. Есть также небольшие глюки в искусственном интеллекте: благодаря физическому движку можно взять и надеть какой-нибудь котелок или корзину продавцу в магазине на голову и спокойно украсть лежащие вещи, даже не скрываясь. Впрочем, о таком использовании окружающих предметов разработчики наверняка даже не подумали. Враги также очень любят сражаться с призванными существами, что вносит дисбаланс – прокачав школу магии призыва, вы превращаетесь в почти не убиваемое существо. Точнее, враги просто не обратят на вас внимания, набрасываясь снова и снова на призванного атронаха. Время от времени глаз цепляет ошибки в физике, вроде "пляшущих" на месте скелетов - все это слегка нарушает отличную атмосферу игры.
***
Итого – The Elder Scrolls 5: Skyrim – отличная RPG с открытым миром и богатыми возможностями, замечательной графикой и музыкой, при этом захватывающая с головой. Пусть многие обещания разработчиков не были выполнены (как это случилось и с Oblivion), но то, что они смогли сделать, заслуживает самого пристального внимания, как любителей ролевых игр, так и всех остальных.
Геймплей: 5.0
Графика и техническое исполнение: 4.0
Звук и музыка: 5.0
Сюжет и квесты: 5.0