Если кто забыл, то Tindalos Interactive – это те самые французы, что в 2015 году выпустили более чем сомнительную стратегию Etherium. Низкое качество исполнения не оставляло надежд на то, что этим людям когда-нибудь вообще доверят разработку игр. Тем большим был ужас, когда выяснилось, что они заключили договор со знаменитой Games Workshop на разработку компьютерной версии настольной игры Battlefleet Gothic: Armada.
Несмотря на популярность в мире вселенной Warhammer 40k, до недавних пор ее на игровом рынке представляли только силы Космодесанта. К счастью, ситуация начала меняться. Помимо всевозможных приключений консервных банок на ножках, сегодня мы ждем action-RPG Inquisitor - Martyr. Поэтому стратегия, посвященная космическим битвам титанических кораблей, стала приятным сюрпризом.
Поскольку прошлый проект Tindalos Interactive, как ни крути, говорит сам за себя, перед запуском Battlefleet Gothic: Armada пришлось звать жрецов Экклезиархии и долго молить Бога-Императора о милости. Рискуя навлечь на себя гнев Имперской Инквизиции, сообщу вам – старик все еще жив, хотя и несколько глуховат.
В мрачной тьме далекого будущего... ну вы в курсе
Спайр был простым капитаном Имперского Флота с планеты, впавшей в ересь. Он командовал легким крейсером, верил в Бога-Императора и периодически расстреливал своих офицеров за трусость. Одним словом, обычный офицер Империума. В ходе рутинной проверки на дальних рубежах – командование потеряло связь с космической станцией – он натыкается на авангард гигантского флота Хаоса, которым командует сам Абаддон Разоритель. Этот могучий дядька наслушался от ведьм разных сказок про «крепости среди звезд», и решил, что неплохо бы потрепать имперцам нервишки. Спайр докладывает отцам-командирам, что, дескать, приближается беда и «мы все умрем», за что добрый и чуткий инквизитор Хорст отправляет его в камеру пыток. Когда выясняется, что наш бравый капитан таки не врет, его срочно производят в адмиралы, вручают небольшой флот и отправляют спасать положение. Начинается Двенадцатый Черный Крестовый Поход, и мы будем теми, кто встретит его первым.
Честно и благородно забьем гада толпой.
Сразу огорчу всех, кто настроился собирать черепа для бога черепов, пиратствовать ради чего-нибудь там эльдарского или валять дурака ради Горки с Моркой. Кампания в игре только одна, и под командованием вашим могут быть только корабли Имперского Флота. Впрочем, поиграть за хаоситов, орков или эльдаров можно в многопользовательских баталиях или одиночных миссиях. Однако, обо всем по порядку. Больше всего Battlefleet Gothic: Armada напоминает стратегии серии Total War, с поправкой на то, что командовать приходится космическими кораблями. На глобальной карте вы можете рассылать свой флот в самые разные уголки Готического сектора, выполняя задания начальства или решая более мелкие побочные проблемы. Сама же миссия проходит в режиме реального времени с функцией его замедления – нажав на пробел, вы можете серьезно затормозить игру, чтобы раздать приказы, реагируя на изменившуюся ситуацию. Можно, например, задействовать торпеды или нова-пушки, назначить тот или иной вражеский корабль приоритетной целью или даже приказать пойти на таран. Строить здания не нужно – все улучшения ваших кораблей производятся в специальном меню.
За каждую битву ваш персонаж и уцелевшие в сражении корабли получают определенное количество опыта. Кроме того, начальство выдаст немного очков, которые можно тратить на покупку новых кораблей или улучшение старых. Чем выше уровень вашего персонажа, тем более навороченные суда вам доступны. Чем выше опыт корабля, тем больше всевозможных улучшений можно на него установить.
Космический пафос
Переоборудовать корабль, навесив на него, скажем, побольше макропушек, нельзя, ибо это оскорбляет Бога-Машину. Или Императора. Или еще кого-нибудь из верующих. В общем, нельзя. Все улучшения ваших огромных летающих соборов касаются установки дополнительных модулей. Можно, например, форсировать двигатели, отчего корыто начнет ползать по полю боя чуть быстрее. Можно навесить больше брони, улучшить системы наведения, оборудовать корабль отсеками для установки мин на карте, и, помолившись, привинтить другие подобные вещи. Вдобавок, на каждом корабле есть возможность дополнительно усилить свою команду. Судно с прокачанным комиссаром на борту, например, меньше склонно к бунту благодаря животворящим расстрелам. Обязательно улучшайте навигатора – тогда корабли будут реже теряться в Варпе. С опытным мастером-артиллеристом судно начнет больнее бить врагов, увеличение количества сервиторов ускорит перезарядку всех возможностей, ну и так далее.
Злые силы Варпа угнали флагманскую тачилу.
Каждый ход игра предлагает нам довольно широкий спектр заданий. Увы, большинство из них не слишком интересные. В кампании вам повстречаются как подлинные жемчужины, так и довольно тягомотные миссии. Казалось бы, от игры, которая сажает нас в шкуру адмирала Империума Человечества можно ожидать головокружительных космических сражений. Реальность Battlefleet Gothic: Armada оказалась куда прозаичнее. Собственно, битвам здесь отводится вторая роль. В кампании мы то и дело пытаемся сделать что-нибудь, уложившись в весьма скромный срок. Уничтожить юркий эльдарский корабль, пока он не сбежал от нас в Паутину? Есть. Быстро перехватить шустрые корабли конвоя? Есть! По всей карте гоняться за кораблем, который нужно взять на абордаж, после чего не позволять ему сделать то же самое? Есть. И даже действительно интересные миссии, наподобие поддержки корабельными орудиями союзных войск, которые ведут сражение на планете, реализовано в духе «быстро пролети по трем точкам за ограниченный промежуток времени».
Ситуацию могли бы спасти побочные миссии, но с ними все еще печальнее. Из раза в раз приходится выполнять, по сути, одну из трех задач. Либо оборонять определенный объект, на который, игнорируя наши суда, прут враги. Либо, опять-таки, миссии с абордажем, или попыткой не позволить врагу уничтожить ваш флагман. На фоне этой тоски старое-доброе «возьми побольше кораблей и испепели на карте все живое во славу Императора» кажется прямо-таки, приятным отпуском.
Железный капут
С другой стороны, даже эти скучные миссии не так уж просты. На первых порах практически каждое задание приходится перепроходить раз пять, чтобы установить для себя порядок действий. При каждой перезагрузке, при этом, меняется карта и даже состав флота противника, так что разрабатывать стратегию битвы приходится на ходу. «Обвели и в топку» часто не срабатывает – для каждой операции флот нужно подбирать с умом. Неповоротливый гигантский крейсер хорош для разгрома подавляющих сил противника, а быстрые, но хрупкие эсминцы обязательны для миссий, в которых важна скорость. Вдобавок на каждой карте есть дополнительные элементы – скажем, минные поля, астероиды или газовые облака, которые можно и нужно включать в свою стратегию.
Пламенный привет вражескому флагману – из всех орудий, и прямо в борт.
Однако подлинная жемчужина кампании – ее вариативность. Разработчики отважились на очень интересный шаг. Любой исход сражения просто записывается в историю Готической войны. Упустили важный артефакт? Ну что же, флот Хаоса станет сильнее. Позволили подбить корабль инквизитора? Придется Хорсту обойтись без своего флагмана. Не сумели помочь наземным войскам? Битва проиграна, но война продолжается. Даже за поражение дают наградные очки, разумеется, меньше, чем за победу. Ну и, как вы понимаете, такая криворукость сыграет с вами немало злых шуток в перспективе. Все действия обязательно аукнутся через несколько ходов. С другой стороны, талантливые адмиралы могут полностью перевернуть ход войны: согласно официальной версии, Имперский Флот упустил оба артефакта, передав в руки Абаддона Разорителя оружие огромной мощи. Попробуйте не допустить этого, и увидите, что получится. Одним словом, кампания, живо реагирующая на ваши действия – одна из лучших идей игры, которую нужно внедрять повсеместно.
В игре присутствует и многопользовательский режим, но особо интересным назвать его нельзя. Состоит он только и исключительно из сражений, в промежутках между которыми нам дают возможность улучшить свой флот. Игра автоматически подбирает соперников примерно одного уровня, задача – разгромить врага. Эстеты могут присоединиться к битве 2 на 2. К технической стороне Battlefleet Gothic: Armada нет никаких претензий – оптимизация великолепна. Сражения и глобальная карта сопровождаются эффектной и пафосной органной музыкой, слушать которую приятно даже вне игры. Голоса героев подобраны идеально. Инквизитор Хорст разговаривает холодно и спокойно, лорд-адмирал Рейвенсбург – пренебрежительно и высокомерно. Графическое исполнение заслуживает всяческих похвал: корабли, планеты, астероиды, туманности, космические станции и минные поля – все это выполнено в стилистике вселенной и очень способствует погружению в атмосферу.
Tindalos Interactive просто и без лишних затей перенесли настольную игру Battlefleet Gothic: Armada на компьютер. Они не добавили ничего лишнего, и, разве что, избавили нас от необходимости бросать кубики и постоянно мерять расстояние рулеткой. Отсутствие по-настоящему интересных миссий компенсируется атмосферой, картинкой и возможностью лично порулить гигантскими космическими кораблями. Если вы фанат Warhammer 40k, желающий для разнообразия отвлечься от надоевших Космодесантников – не проходите мимо. Если же вы просто ищете хорошую космическую тактическую стратегию, вам тоже следует обратить свое внимание на эту игру.