Компания Triumph Studios с 1999 года упорно старается заполнить пустоту, образовавшуюся после забвения, которому была предана одна из легендарных стратегий – Master of Magic, появившаяся на свет еще в 1994 году. Благодаря ее упорству в 1999 году и возникла стратегическая серия о сражениях великих волшебников.
До недавних пор судьба серии Age of Wonders была под вопросом. Triumph Studios вплотную занялись симулятором Темного Властелина Overlord, и, кажется, забыли про Эпоху Чудес, с последнего визита в которую прошло около одиннадцати лет.
Тем приятнее было осознать, что, наигравшись с жанровыми экспериментами, Triumph Studios триумфально вернулась к истокам, возрождая свой самый известный сериал. Здесь можно было бы, конечно, напустить туману, но – какого черта – будем честны с вами. Age of Wonders 3 оказалась совершенным шедевром.
Игра престолов.
Спустя несколько десятилетий после того, как Вторжение Теней было остановлено, мир Эпохи Чудес оказался на грани новой войны. Темные и Лесные Эльфы, порядком потрепанные в ходе событий прошлых частей, объединились в новый союз, а Имперское Содружество, вобравшее в свои ряды гномов, людей и орков, начало агрессивную экспансию. Чтобы пресечь возможную войну, эльфы отправили на встречу с посланниками Содружества своего эмиссара, который был подло убит. Могучие державы готовятся к полномасштабной мировой войне, в то время как герои с обеих сторон пытаются установить правду, и узнать, кто же хочет разжечь пламя новой ужасной войны.
Чуть ли не впервые в фэнтези-игре присутствует вменяемый сюжет, без опереточных злодеев и Темных Властелинов.Как ни странно это говорить, но чуть ли не впервые в игре, события которой разворачиваются в насквозь фэнтезийном мире, присутствует вменяемый сюжет. Здесь нет хороших и плохих парней, здесь у каждой стороны есть своя правда, и игрока ждет немало поворотов, интриг и удивительных открытий. Одним словом, радовать Age of Wonders 3 начинает прямо с затравки.
От кошачьего информбюро:
Внимательный игрок найдет не только массу отсылок к событиям прошлых частей, но и раскроет тайны падения Архонтов, исчезновения Тигранов, узнает, почему Полурослики ушли в добровольную изоляцию, и даже найдут намеки на магический заговор, событиям которого вполне может быть посвящено дополнение или четвертая часть.
В основе игровой механики все та же схема, что хорошо зарекомендовала себя в первых двух частях. Игрок получает собственное воплощение на карте – персонажа-мага, который не может умереть, пока в его распоряжении имеется хоть один город с троном, где можно воскреснуть. Таким образом, игровой процесс состоит из методичного перекрашивания карты в отчаянных попытках лишить врага всех «тронов», и, в процессе, не лишиться их самому. Казалось бы – неужели такая скучная схема может быть интересной?
Сейчас вылетят птички. И мало не покажется никому.
Где же ты, Страна Чудес?
Для тех, кто пропустил первые две части этой замечательной стратегии, проведем небольшой ликбез. Age of Wonders представляет собой помесь глобальной стратегии с пошаговой тактикой, густо смазанной ролевыми элементами – эдакий фэнтезийный Shogun: Total War. На глобальной карте мы строим и развиваем города, исследуем заклинания и командуем армиями. При этом все битвы проходят на тактических аренах, на которых мы управляем войсками и поплевываем по врагу заклинаниями. У каждой боевой единицы в игре есть полноценный набор навыков, сильных и слабых сторон. Одни уязвимы перед огнем, но умеют лазить по стенам. Другие помирают от легкого тычка в зубы, но могут забрасывать врага ледяными стрелами. Третьи и вовсе не боятся никакого оружия, и бить их нужно исключительно магией. Такая вот хитрая система позволяет нередко побеждать врага не числом, а уменьем – при условии, что вы как следует изучите своих солдат и свои заклинания.
У каждой боевой единицы в игре есть полноценный набор навыков, сильных и слабых сторон.На первый взгляд перед нами все тот же старый-добрый Age of Wonders. Выбираем себе мага, задаем ему специализацию, определяемся с расой, которой будем руководить – и в бой. Ан нет, первые сюрпризы ждут нас уже в процессе создания своего персонажа. Отныне все ваши выборы на что-нибудь да влияют. Назовете своего мага теократом, и у вас откроется один набор подразделений и заклинаний. Выберете гнома-технолога (в русском переводе его почему-то окрестили «бесстрашным») – получите совершенно иной набор возможностей и солдат. Наконец, помимо расы и профессии можно выбрать еще и специализацию, которая тоже может серьезно повлиять на состав ваших армий и качество заклинаний. Специалист по разрушению (лучший выбор для гнома-технолога, кстати) умеет выжигать всю землю, замедляя прогресс врага и ускоряя свой. Святоша-теократ с навыками священной войны превращается в настоящий бич любого игрока. А войска эльфа-шпиона, который специализируется на тайных операциях, вы увидите только когда они начнут штурмовать ваши города. Ах да, а еще у каждой расы есть собственный набор солдат... В общем, скучно не будет.
Гений, миллионер, плейбой, филантроп. Гном-инженер.
При этом полководец должен учитывать тот факт, что в одной армии может быть максимум шесть подразделений. Не спешите расстраиваться – одновременно в битве может принимать участие до восьми армий. При этом в сражение «засасывает» всех, кто находится поблизости. Напали на врага рядом с логовом безразличных к политике гигантских пауков? Готовьтесь, пауки в международных отношениях разбираются слабо, так что на поле боя они на всякий случай надают по головам всем, до кого дотянутся. А теперь представьте себе эпические осады городов, защищаемых двумя-тремя полками... Впрочем, армии это всего лишь один из инструментов, что присутствуют в Age of Wonders. Почему бы просто не сжечь вторгающихся в ваши владения наглецов при помощи огненных шаров, сыплющихся с неба? Или задавить их полчищами призванных чудовищ? Или и вовсе заколдовать, переманив на свою сторону?
Все чудесатее и чудесатее!
Еще одна интересная особенность – полный отказ Triumph Studios от «хороших» и «плохих». Политкорректность пришла и в волшебные миры, и теперь об орках судят не по их физиономиям, а по их поступкам. Например, захватив вражеский город, можно взять и сжечь его дотла. Всевидящая карма сразу же запишет такие милые вещи вам в минус – еще пару уничтоженных городов, и быть вам Черным Властелином. Играете возвышенными эльфами, и, захватывая города, выселяете мерзких гоблинов на мороз? Да вы, батенька, злобный психопат, и никого не интересует что вы – эльф, и действуете во благо высшей эльфийской нации. Превращаете своей магией пустыни в цветущие райские кущи? Получите в карму плюсик, будете считаться славным парнем. При этом вещей, которые могут склонить чашу незримых весов в пользу добра или зла, в игре хватает, так что выбирайте с умом. Добро или зло в мировоззрении, в свою очередь, позволят вам налаживать дипломатические отношения с определенными героями и волшебниками, а также откроют доступ к определенным заклинаниям и, в некоторых случаях, к определенным боевым единицам, способным легко преломить ход сражения в вашу пользу.
Нейтральные монстры плохо разбираются в политике, и, на всякий случай, жрут всех подряд.Наконец, разработчиков стоит поблагодарить и за великолепный ассиметричный баланс всех сторон и вариантов. Эльфы слабоваты в рукопашной, зато их лучников заслуженно называют «пулеметами». Строить лучников оркам смысла нет вообще – они не попадут даже в слона – зато их штурмовая пехота как нож сквозь масло проходит через вашу оборону. Дракониды обладают отличной летающей пехотой, а суровые и резкие как удар молота гномы умеют строить танки. А теперь представьте себе гнома-теократа, управляющего танковой ордой, и настроение у вас моментально улучшится.
Магия-шмагия... Главное - у кого танки!
Техническая сторона игры тоже выше всяких похвал. В реках течет симпатичная вода, леса шумят от ветра и сгибаются под тяжестью наколдованного вами снега. Все текстурки ваших солдат прорисованы тщательно и с любовью, а магические спецэффекты порой вызывают благоговейный трепет. При этом все красоты игрового движка весьма щадяще относятся к вашей системе – игра действительно летает, если вы запускаете ее на компьютере с рекомендуемыми системными требованиями. При этом средние настройки графики не превращают картинку в мерзкого гомункула... Одним словом, выглядит все очень достойно.
Напоследок поругаем эту игру. Во-первых, в ней очень неудобно организовано меню. Серьезно, там, где у других игр находятся кнопки «загрузить» и «сохранить», в Age of Wonders 3 оказались «настройки» и «перезапуск» партии. Это совершенно отвратительно! Во-вторых... Мдя... Туговато критика идет. Серьезно – Triumph Studios создали стратегический шедевр, пропускать который не рекомендуется ни одному поклоннику жанра. Вы все еще читаете это? Вам что, делать нечего? Живо в магазин!