Буквально на днях прошел один интересный слух, касательно британских разработчиков из PlayGround Games. Не секрет, что помимо работы над четвертой частью их основной серии Forza Horizon, команда также трудится над крупным экшн-рпг проектом, который должен стать важным эксклюзивом для Xbox. Причиной же слуха стало портфолио одного из художников команды, где недавно появились работы с подписью “The Berserk Project”. На самих же работах отображены некоторые ключевые сцены из известной японской манги «Берсерк», что дало фанатам пищу для размышлений на тему, относится ли это к их текущему проекту или нет.
К сожалению, слухи скорее всего так и останутся слухами. Однако, это очень хороший повод кому-то вспомнить, а кому то узнать, чем так хороша довольно известная серия, за что ее любят и уважают, ее игровые адаптации и влияние на других.
Прежде всего, Берсерк – очень популярная манга (если упрощенно, то японские комиксы, ежели кто-то еще не в курсе) в жанре темного фентези, которая через несколько лет может смело праздновать свое 30-летие. Да, те, кто застал произведение в период его расцвета уже давно работают и ищут сковородки по акции. Остальные же просто радуются количеству материала, которые они могут поглотить за один присест. Забавно, но «Берсерк» - до сих пор незаконченное произведение, которое выпускается и по сей день. И что-то оно очень далеко от развязки.
Популярность Берсерк подхватил практически с первого же выпуска: жанр темного фентези не очень популярен в Японии, ввиду чего почти каждый его представитель становится объектом для тщательного рассмотрения. С самого начала манга подкупает свое мрачной атмосферой и историей, повествуя историю о Гатсе – бывшем наемнике, а ныне охотнике на демонов. Взлеты и падения, от золотого века до темной эпохи, рост из мальчика в брутального мужчину: читатель пройдет все вместе с главным героем.
И это сопровождается обилием насилия, расчлененки, эротики и жестокости практически без всякой цензуры, завернутых в антураж темного Средневековья. Манга полностью оправдывает как свое название, так и жанр. Однако, будет лукавством сказать, что это чистокровное темное фентези. Присутствуют здесь и элементы драмы, ужасов, а также приключенческого романа.
Немаловажным фактором в известности манги сыграла превосходная рисовка Кентаро Миуры – собственно, автора Берсерка. Его любовь к динамическим кадрам, невероятным ракурсам, детальной прорисовке и огромным разворотам создала сотни, если не тысячи ярких и запоминающихся моментов, которые можно разглядывать часами. На фоне других японских произведений, где преобладает в основном очень простая рисовка, стиль Миуры выделяется очень ярко. Вместо тысячи слов, лучше просто посмотреть на это:
Учитывая быстрый рост популярности серии, появление игровых адаптаций было лишь вопросом времени. Первой такой адаптацией стала игра на Sega Dreamcast в далеком 1999-ом году, известная за пределами Японии как «Sword of the Berserk: Guts' Rage». Игра представляла из себя слешер, где Гатс вовсю размахивал здоровенным мечом, кромсая своих врагов, а также активно использовал дополнительное снаряжение в виде гранат, арбалета и метательных ножей. Несмотря на ее короткую продолжительность, игру хвалили за постановку катсцен, слешерную часть, разнообразие врагов и интересных боссов. А еще это одна из первых игр с QTE элементами.
Остались довольными и фанаты, ибо в разработке лично принимал участие Кентаро Миура, выступая в роли сценариста и дизайнера персонажей. Используя свои заброшенные наработки по манге, он создал отдельную историю, которая смогла органично вписаться в сюжет основной серии. Благодаря этому создавалось впечатление, что это еще одна глава из большой истории, чему фанаты были только рады.
От тех же разработчиков, но уже в 2004 году вышла Berserk: Millennium Falcon Hen Seima Senki no Shō, которая охватывала сюжет отдельных глав манги, а в качестве платформы выступала PlayStation 2. Обычно о ней мало кто вспоминает, так как пределы Японии проект так и не покинул из-за маркетинговых отношений. Само собой, графически игра выглядела лучше предшественника, с более качественными моделями и катсценами. Проект, к слову, стал намного продолжительнее, что сыграло с ним злую шутку: в итоге интересными остались только битвы с боссами, в то время как кромсание обычных врагов многие находили монотонным и не интересным процессом.
После этого про серию забыли на добрых 12 лет, пока в 2016 не появились первые намеки на очередную адаптацию - Berserk and the band of the hawk. Мрачный тизер подавал надежды на интересную экшн игру, однако все ожидания мгновенно разбились об тот факт, что ее делает Koei Tecmo в очень специфичном жанре Musou. По сути это слешер с методичным избиванием одинаковых орд вражин, где одним взмахом меча вы кладете по 10 противников за раз. Так что рутинные сражения с толпами болванчиков лишь изредка разбавляются вставками из аниме-роликов, образуя подобие сюжета. Закономерно проект получил не очень лестные отзывы и теперь благополучно забыт.
К сожалению, на этом игровой путь Берсерка подходит к концу, хотя потенциал и количество материала в нем просто огромно. Учитывая современные возможности, можно сделать действительно крутой брутальный экшн, с отличной слешерной частью, историей и невероятным дизайном. Благо оригинальный источник – просто кладезь идей.
Практически со всеми адаптациями Берсерка, будь то анимационные сериалы, фильмы или игры, неразрывно связано имя Сусуму Хирасавы – популярного японского композитора, а также певца. Неважно, какого качества окажутся адаптации – музыка Хирасавы для Берсерка всегда была на высшем уровне. Яростные и боевые мотивы граничат с балладами и спокойными напевами, создавая непередаваемое звучание.
Немаловажным оказалось и влияние, которое оказала известная серия на других. Если конкретнее, то Берсерк оказался главным ориентиром, если не эталоном темного фентези в пределах Японии. Не обошел он и игровую индустрию.
Чего стоит лишь упоминание From Software и ее творчества в лице серии Souls и Bloodborne. Глава компании, Хидетака Миядзаки не раз говорил в своих интервью, что одним из важных источников вдохновения является Берсерк. Не исключено, что многие вещи без его влияния выглядели бы совершенно иначе. Окружающий мир, дизайн локаций, предметов и врагов: тут и там можно найти отголоски, а иногда даже прямые отсылки к Берсерку. Достаточно лишь вспомнить образ Арториаса или Огненного пса из Bloodborne. А уж сколько видео сравнений сделали фанаты – не пересчитать.
Менее заметные элементы можно повстречать и в других японских сериях, таких как: Dragon’s Dogma, Final Fantasy, Drakengard и др. Не говоря уж о моде на здоровенные двухметровые мечи, что порою так напоминают «Dragonslayer» Гатса.
На этом знакомство с Берсерком подходит к концу. Как уже говорилось выше, довольно печально, что при нынешних возможностях никто не отваживается браться за серьезную игру, не боясь рисков, но я все же лелею мечту, что это однажды произойдет (как и завершение манги, сколько уж можно тянуть). Ведь такая серия со столь многолетней историей этого вполне заслуживает.