Пред ульем Чужих стою.
Огнемёт в руке, полный огня.
Мурашки бегут по спине моей,
Лицехваты внутри ждут меня.
В хорроры я играю редко. По двум причинам: либо боюсь слишком мало, либо слишком много. Хороший баланс редко бывает соблюден. У Alien: Isolation этот баланс есть. Игра умеет правильно пугать. Играл я в неё, играл, как вдруг дошёл до улья Чужих и сразу остановился.
Как вы уже, наверное, поняли из стишка выше, я до одури боюсь лицехватов. Даже сейчас пишу, а по спине мурашки бегут от ужаса. Виной всему Alien vs Predator 2, в которую я играл в детстве. Когда-нибудь я переборю себя и пройду игру до конца, а сейчас расскажу вам, как устроен Чужой, который умудряется пугать людей ничуть не хуже, а иногда даже и лучше, чем лицехваты, страшащие меня.
Хороший, плохой, незаскриптованный.
Для начала, разберём то, о чём кричали все обзорщики от Яруги до Бруины - отсутствие скриптов в поведении Чужого. Действительно, Чужой не имеет скриптов, он не действует по уже заданному разработчиками сценарию. Он присматривается, прислушивается, принюхивается. Он охотится. Поэтому его поведение невозможно предсказать и зачастую оно очень нелогично, с точки зрения игрока. "Идеальный организм" может несколько минут ходить на одном и том же пятачке, выискивая и, что самое главное, подстерегая неосторожного игрока, который может решить, что Чужой ушёл и вылезти из укрытия навстречу своей смерти.
Играя на высокой сложности (а только на ней и надо играть для полноты ощущений), можно заметить, что Чужой невероятно зорок и ухо у него невероятно чуткое. Это наталкивает на мысли о том, что Чужой жульничает, зная обо всех передвижениях и местоположении игрока заранее. Тут я вас обрадую - Чужой не жульничает никогда.
-Не снимайте, вы меня смущаете!
Большой брат Чужой следит за тобой!
И хотя Чужой никогда не жульничает, он всё время следит за игроком. В его систему поведения заложены Макро ИИ и Микро ИИ. Макро ИИ постоянно отслеживает местоположение игрока, всегда знает, где вы находитесь. Микро ИИ и есть сам Чужой - ряд сенсоров и поведений, которые помогают выследить и найти игрока.
Периодически, Макро ИИ скармливает Микро ИИ небольшие кусочки информации о том, где находится игрок, никогда не указывая на это прямо, чтобы Чужой мог попасть в ту же область в нужное время и в нужном месте. Таким образом, Чужой всегда вылезает из вентиляции рядом с игроком, но на достаточном расстоянии, чтобы игрок успел от него спрятаться.
Задача Макро ИИ состоит ещё и в том, чтобы игрок понимал, что не смотря на то, что Чужой умён - игрок умнее. Вы можете от него спрятаться, вы можете его перехитрить и вы можете от него спастись.
Огнемётом его не убьёшь, но хоть отпугнуть можно и на том спасибо
Углубляясь в детали
Помимо отслеживания местоположения игрока, Макро ИИ ещё и управляет интересной штукой, под названием "Шкала угрозы". Управляет он ею по очень простому принципу - чем ближе Чужой, тем страшнее игра. Игрока ведь нельзя постоянно пугать. Иногда необходимо давать ему послабления, чтобы он двигался дальше по сюжету и просто отдыхал от страха.
Поэтому, когда "Шкала угрозы" заполняется слишком высоко, Макро ИИ отзывает Чужого подальше от игрока, в вентиляцию или другие комнаты. Соответственно, когда "Шкала угрозы" достигает своего минимума, Макро ИИ выпускает Чужого на игрока, давая второму хорошую эмоциональную встряску.
Из чего состоит "Шкала угрозы":
Работник Чужой
Также Чужой управляется Макро ИИ при помощи "Системы работ". Данная система диктует Чужому какие локации он должен посетить, какие задачи исполнять и приоритет для исполнения этих задач. С помощью этой системы Чужой получает 2 стандартных статуса - Активный и Пассивный.
Чужой переходит в активный статус, когда получает от Макро ИИ задачу обыскивать ту или иную часть станции или, находясь в вентиляции, откликается на шум, издаваемый игроком. В Пассивный статус Чужой переходит после того, как "Шкала угрозы" была заполнена слишком долго и нужно дать игроку отдохнуть. Тогда Макро ИИ отзывает Чужого в вентиляцию, иногда даже в зоны интереса игрока, опережая его, если думает, что игрок двинется в этом направлении.
Так вот почему он так быстро сбегает в вентиляцию!
Древо поведения и сенсоры Чужого
Мы разбирали Макро ИИ, теперь же разберем Микро ИИ, то есть самого Чужого. В его основе заложено "Древо поведения", в котором прописаны все его действия, такие как "Охота", "Атака" и тд. Многие из этих действий заблокированы в начале игры и разблокируются лишь далее по сюжету. Из-за этого игроку может казаться, что Чужой учится, становится умнее. К примеру, если постоянно отвлекать его звуковыми гранатами, то в какой-то момент он перестанет на них реагировать и игроку будет казаться, что Чужой приобрел навык и опыт. Однако, поскольку Alien: Isolation - игра, в которой игроку предстоит много и часто умирать, Чужой не учится на смертях игрока, иначе он получал бы нечестное преимущество.
Теперь о сенсорах. Многие из вас, сидя под столом и прячась от Чужого наверняка думали: "А что будет, если я наступлю ему на хвост? Почувствует ли он?" Тут я вас разочарую, сенсоров у Чужого в хвосте нет. Но это не значит, что можно на этот самый хвост наступать. У Чужого очень чувствительная спина, настолько чувствительная, что он практически имеет глаза на спине.
Поэтому, если вы подойдете к нему слишком близко, то он почувствует вас, обернётся и убьет. Это сделано для того, чтобы игрок не мог перехитрить Чужого, постоянно прячась у него за спиной. Также он наделён огромным количеством сенсоров, позволяющих ему реагировать с разной реакцией на разные звуки. Он различает звук шагов при ходьбе или беге, звук выстрела или удара и действует соответственно.
Система поиска
Все, кто играл в Alien Isolation знают, что Чужой способен бродить по одной области несколько минут. Он не движется в каком-то особом направлении, а обыскивает "зоны интереса", заданные либо разработчиками, либо самим игроком, если он слишком сильно шумел. Чужой может ходить из стороны в сторону, возвращаясь несколько раз в одно и то же место. Это было сделано разработчиками намеренно, чтобы дать игроку ощущение того, что Чужой, как бы, сомневается в себе и перепроверяет уже посещённые места. Кроме того, разработчики создали специальные места, в которых Чужой никогда не ищет игрока, поэтому он не может поймать вас в нечестных условиях.
Последнее, что вы увидите, если будете играть неосторожно
Итоги
Несмотря на все усилия, приложенные разработчиками для того, чтобы создать честный ИИ для Чужого, вы всё ещё можете подумать, что он может жульничать путём телепорта к игроку. Согласно интервью одного из разработчиков, это категорически невозможно и Чужой телепортируется в игре лишь дважды, для того, чтобы появиться в определённых катсценах.
В F.E.A.R. превосходный ИИ достигался путём наделения врагов всеми возможностями игрока, из-за чего они могли стрелять на ходу, менять позиции, метать гранаты, прятаться за укрытиями и даже устраивать засады. Чужой несколько более сложен и, как вы видите, целая система была выстроена для того, чтобы создать его максимально честным и не жульничающим.
Подводя итоги, можно сказать, что ИИ Чужого честен во всех отношениях и бросает игроку настоящий, интересный, а главное справедливый и честный вызов, основанный на хитрости, уме и скрытности.
Настоящая баба с железными яйцами, Аманда Рипли так же крута, как и её мать
P.S.: А какой ИИ вы считаете лучшим или одним из лучших? Приглашаю к обсуждению в комментарии.
P.P.S: Для тех, кто не понял каламбур в названии.
AI - аббревиатура, как для Аrtificial Intelligence (Искусственный Интеллект), так и для Alien: Isolation. Получается игра слов: "Искусственный интеллект для Alien: Isolation" и "AI означает Alien:Isolation".
Вот так!