Wasteland 3 - обзор

Дата публикации: 29.08.2020 16:16:29
Поделиться:  

Жанр классических ролевых игр переживает настоящий ренессанс. Люди с восторгом вспоминают свои приключения в двух частях Divinity: Original Sin, называют лучшей игрой 2019 года Disco Elysium и с нетерпением ждут прихода Baldur's Gate 3. Последнюю можно смело назвать самой ожидаемой игрой среди классических RPG. Она выйдет уже в конце сентября, правда, пока только в раннем доступе. Однако то дела будущего, а свято место пусто не бывает, как говорится. Пока Larian Studios готовится выпустить третью часть легендарной серии, компания inXile Entertainment представила на суд публики продолжение не менее известной франшизы. Речь, конечно же, о Wasteland 3, которая после всех переносов и доработок наконец-то появилась на полках магазинов. Редакция Gamer-Info уже успела тщательно ознакомиться с игрой и готова рассказать, сумеет ли постапокалиптическая RPG увлечь всерьез и надолго.

 

Прохождение начинается с заставки, в которой раскрывается сюжетная завязка. Во время сражения с искусственным интеллектом по имени «Кочис» отряд пустынных рейнджеров понес весомые потери. Штат Аризона, в котором они старались поддерживать порядок, переживает не лучшие времена. Людям не хватает ресурсов, в том числе пищи, поэтому группировка принимает предложение некого самопровозглашенного патриарха Колорадо. Как позже выяснится, его зовут Саул Бьюкенен. Этот человек пообещал дать рейнджерам множество ресурсов, которые помогут спасти население Аризоны. Взамен команда должна разобраться с одной большой проблемой лидера. Трое его детей, Либерти, Виктор и Вэлор, взбунтовались и сбежали в разные уголки штата. Они считают, что отцу пора сдать пост и отправиться на покой. По мнению дочери и сыновей, патриарх не справляется с руководством державой, а у них это получится гораздо лучше. Саул Бьюкенен, естественно, с такой позицией несогласен, но у него не хватает людей, чтобы усмирить детей и их сподвижников. Вот здесь на арену и выходят рейнджеры, хотя скорее неосторожно вываливаются, так как на пути отряд попадает в засаду и из него выживают только двое человек – мужчина и женщина. Это, естественно, герои, которых пользователь создаст с помощью редактора персонажа. Вариантов кастомизации разработчики подготовили вдоволь, так что вылепить желаемый образ не составит проблем.

 

Редактор персонажа
Редактор персонажа.

 

После краткого и насыщенного вступления остатки группы рейнджеров прибывают в Колорадо-Спрингс – столицу государства патриарха. Здесь они лично знакомятся с лидером и подробными условиями сделки. Бьюкенен обрисовывает своих детей, как далеко не самых хороших людей. Либерти слишком тщеславная, и если она захватит власть, то превратит часть населения в рабов. Виктор имеет садистские и маниакальные наклонности, а Вэлор компьютерный гений, которому плевать на судьбы людей и жизнь за пределами экранов мониторов. Вообще, колоритных персонажей в Wasteland 3 предостаточно, в том числе среди второстепенных героев. У них есть свой характер и интересные особенности. Взять хотя бы шерифа Дейзи: это суровая женщина, которой приходится идти на компромиссы и закрывать глаза на отдельные решения патриарха, чтобы поддерживать порядок в городе.

Многие из представленных в проекте личностей ощущаются людьми со своими проблемами, недостатками и хорошими качествами. В их существование со скидкой на постапокалиптический антураж охотно веришь. Да даже торговцев в Wasteland 3 не получается назвать обычными статистами. Они могут рассказать о себе много чего интересного. Диалоги, кстати, получились живыми и зачастую включают немало реплик. Часть из них касается заданий, а другие позволяют разузнать информацию о собеседнике, конкретном происшествии или окружающем мире. Если в каждом разговоре пытаться использовать все доступные варианты вопросов и ответов, то процесс отнимет 15-20 часов. И за все время лишь несколько раз покажется, что диалог получился неестественным и слабо написанным. Сценаристы Wasteland 3 поработали на славу, и это отображается в еще одном аспекте сюжета – моральном выборе. Нередко пользователю придется принимать важные решения – как локальные, так и глобальные. К первым относится возможность пощадить того или иного персонажа, а ко вторым – уничтожение целой фракции. Такой вариант доступен в одном из заданий, хотя реализовать его весьма непросто. Последствия личного выбора будут преследовать игрока на протяжении всего прохождения, причем иногда они проявляются спустя несколько часов. Указанные взаимосвязи между заданиями радуют на регулярной основе и выступают одним из важных преимуществ Wasteland 3. Этим игра напоминает культовые классические RPG, ведь тоже заставляет все тщательно взвешивать и думать над тем или иным решением. Проект еще в самом начале словно намекает: готовьтесь отвечать за свой выбор. Во вступлении есть сцена, где можно пощадить или убить врага, который захватил в плен девушку из рейнджеров. Если воспользоваться первым вариантом, то противник побежит к союзникам неподалеку и предупредит их об угрозе. Те убьют группу заложников, а сами подготовятся к последующему сражению, из-за чего его сложность увеличится.

 

В отдельных сюжетных диалогах собеседники отлично анимированы, но таких мало.
В отдельных сюжетных диалогах собеседники отлично анимированы, но таких мало.

 

Совершать выбор придется и насчет патриарха, который поначалу покажется благоразумным и не лишенным мудрости лидером. Но первое мнение может быть как минимум отчасти обманчивым. Чтобы получить как можно более полную картину с ситуацией в Колорадо, нужно проходить и побочные задания. Делать это лучше с осторожностью, ведь слепо доверять в Wasteland 3 нельзя даже, казалось бы, проверенным союзникам.

Если же говорить об основной теме повествования, то она посвящена сложностям выживания и правления в мире, который сильно изменился после произошедшего апокалипсиса. Люди повсеместно принимают неоднозначные решения и идут на сомнительные поступки. Но если их действия внимательно анализировать, то можно найти и даже понять мотивацию персонажей. Наличие серой морали – это еще один плюс истории в Wasteland 3. И завершая тему сюжета, отвесим последнюю похвалу в его сторону. Повествование получилось довольно смелым и не боится высмеивать пороки общества, которое не изменило своим отвратительным привычкам даже после случившейся катастрофы. Есть в нем и аллюзии на современный мир, например, демократию в США, которая судит людей за их взгляды, а не поступки.

 

Персонаж, отсылающий к директору inXile Брайану Фарго
Персонаж, отсылающий к директору inXile Брайану Фарго.

 

Во время выполнения миссий в Wasteland 3 регулярно происходит проверка навыков персонажей. И вот здесь самое время поговорить о формировании отряда и прокачке. Как писалось выше, пользователь сначала будет управлять двумя вручную созданными персонажами. Но уже после вступления рейнджеры обзаведутся собственным штабом – местным хабом, куда придется иногда наведываться. Изначально в нем будет всего несколько NPC, а других придется вербовать в ходе выполнения сюжетных и второстепенных квестов. Как результат, на базе появится лекарь, торговец оружием, инженеры, заведующий карцером и так далее. В тюрьму, кстати, при выполнении заданий можно зажать всяких личностей, чтобы они находились под надзором рейнджеров. А если не хочется использовать свои камеры, то есть вариант отправлять преступников к шерифам – аналогу полиции в Колорадо-Спрингс. Персонал штаба увеличивается вместе с ростом славы – параметра, который показывает известность пустынных рейнджеров среди населения штата. Ее повышение также открывает дополнительные опции во время заданий наряду с определенными навыками. Похожим образом действует репутация среди фракций. Обычно она растет вместе со славой и тоже предоставляет доступ к уникальным вариантам ответа в диалогах. Описанная механика начинает выручать ближе к середине прохождения, особенно если завершаешь много побочных заданий. А делать это придется, так как для выполнения сюжетных миссий понадобится прокачивать уровень персонажей. Такая схема подачи истории просаживает динамику, но это нивелируется за счет второстепенных квестов, которые глубже раскрывают повествование.

Возвращаемся к механике формирования отряда. Процесс происходит в штабе, а если точнее, у NPC по имени Сергей Грейтски. У него можно завербовать юнитов из предложенного списка, а если никто не подходит, то есть вариант самостоятельно создать бойца в редакторе. Важно отметить, что уровень новобранцев соответствует текущей прокачке отряда, поэтому свежие солдаты не будут ощущаться обузой. У заготовленных бойцов есть несколько характеристик. Таким способом игра определяет путь, в котором лучше всего развивать персонажа.

 

Такие атмосферные и одновременно жуткие виды будут порой радовать игрока.
Такие атмосферные и одновременно жуткие виды будут порой радовать игрока.

 

Прокачка, по сути, состоит из трех взаимосвязанных частей. Первая – это параметры, которые повышают определенные характеристики. Например, скорость позволяет ходить раньше врага в битве и повышает уклонение, сила нужна бойцам ближней дистанции и так далее. Количество характеристик, которые улучшаются с помощью прокачки параметров, огромно. Шансы попадания, баффы благодаря лидерству, очки действий, критический урон, дальность перемещения в схватках – и это лишь небольшая часть из общего списка. Параметры должны прокачиваться в синергии с навыками, которые влияют уже на другого рода характеристики. Они определяют, каким оружием и вспомогательными способностями будет обладать герой. К примеру, можно создать тяжелого пулеметчика, врача и специалиста по бартерам одновременно. Существуют десятки вариантов комбинаций, но сразу важно отметить: не стоит пытаться сделать из персонажа умельца на все руки. Лучше каждому из них прокачивать один боевой навык и два дополнительных. Тогда удастся распределить их всех между членами отряда и создать сбалансированную команду. В противном случае игрок станет регулярно сталкиваться с трудностями, ведь бесполезных навыков в Wasteland 3 нет. Есть менее значимые, как приручение животных и ремонт тостеров, но и им находится применение. А о важности взлома замков, работы с механикой и разговорных способностей, открывающих реплики в диалогах, даже нет нужды упоминать. Без грамотной прокачки хотя бы преимущественного большинства навыков пользователь то контейнер с добычей не сумеет открыть, то сигнализацию включит, то в ловушку попадет, и отдельные бойцы потеряют часть здоровья.

Навыки, в свою очередь, тесно связаны с талантами. Один из них можно приобрести раз в четыре уровня. Тогда как параметры и навыки улучшаются на каждой ступени развития. Всем персонажам доступны пять одинаковых пассивных талантов, повышающих самые важные характеристики – броню, уклонение, шанс вызвать критическое повреждение и запас здоровья. А вот остальные зависят от приобретенного навыка и того, насколько он прокачен. Именно среди этих талантов прячутся полезные активные умения. Например, если у персонажа несколько пунктов вложено в лидерство, то он сможет обзавестись способностью, дающей находящимся рядом соратникам по два очка действия. Чем больше прокачан навык, тем лучше таланты становятся доступны для приобретения.

 

Ребята, которые используют боевых свиней и матерятся по испански - обалденные враги.
Ребята, которые используют боевых свиней и матерятся по испански - обалденные враги.

 

Отдельно следует упомянуть другую важную особенность отряда. Всего в нем шесть мест – четыре для рейнджеров, которые нанимаются в штабе, а два для спутников. В число последних входят неигровые персонажи со своей историей и характером. Они присоединяются к группировке игрока по личным мотивам и могут ее покинуть, если мнения пользователя и спутников перестанут совпадать. Эти же герои часто принимают участие в диалогах, благодаря чему разговоры ощущаются еще более живыми. А в остальном они ничем не отличаются от стандартных бойцов.

Еще один традиционный для RPG способ усилить своих игровых персонажей – сбор и использование экипировки. В Wasteland 3 каждый герой может носить два оружия в соответствии с избранными навыками и имеет четыре ячейки брони. Они позволяют снарядить шлем, защиту для верхней части тела, поножи и инструмент. Последний зачастую дает прибавки ко второстепенным характеристикам или навыкам. С экипировкой долго заморачиваться не приходится: сравниваешь показатели, выбираешь лучшую для того или иного солдата и модифицируешь ее. У персонажей также есть дополнительные ячейки. В них помещаются расходуемые предметы, которые можно использовать в сражении: аптечки для восстановления здоровья, медицинские наборы для лечения и снятия дебаффов, гранаты, коктейли Молотова, турели, всякие дротики с кратковременным усилением, обманки, привлекающие внимание врагов, ремонтные наборы для техники и так далее. Вариантов здесь поистине много, и любители тщательно планировать каждый бой наверняка найдут применение большинству вещей. Наряду с ними, в инвентаре копится хлам, который можно сбывать торговцам, чтобы выручать средства. У продавцов, кстати, конские ценники – на одни аптечки и патроны идет преимущественная часть заработка. И раз уж упомянули боеприпасы, то скажем, что оружие в сражениях необходимо регулярно перезаряжать. Пули в Wasteland 3 на вес золота, так как на среднем уровне сложности быстро расходуются. Их недостаток ощущается всегда, даже при условии тщательного обыска окружения.

 

Окно активации усиленного выстрела из снайперской винтовки.
Окно активации усиленного выстрела из снайперской винтовки.

 

Схватки в свежем проекте inXile занимают значительную часть прохождения, но прямо много о них говорить не придется. Они реализованы в классическом пошаговом режиме, где чередуются ходы игрока и врагов под управлением ИИ. Так как вне боя пользователь руководит рейнджерами в режиме реального времени, то почти к каждому сражению можно подготовиться. Отправить подопечных на позиции и выбрать солдата, который сделает первый выстрел. И только после этого начнется драка в пошаговом режиме. У каждого из бойцов игрока есть определенное количество очков действий (ОД), которое зависит от избранных параметров и навыков. Они расходуются на любой чих, а цена зависит от конкретной задачи. Выстрел из пистолета-пулемета стоит три очка, а за ведение огня из снайперской винтовки отнимается в два раза больше.

Передвижение по полю битвы тоже требует ОД, причем игроку показывается, сколько их отнимется при перемещении на ту или иную позицию. Когда наводишься на клетку, куда хочешь отправить персонажа, на экране также демонстрируется, в каких противников удастся выстрелить на новой точке и шансы попадания. Это, безусловно, очень удобно и помогает в тактическом планировании. А вот проценты, которые показывают вероятность совершить меткий залп, иногда просчитываются очень странно. Например, если пулеметчик стреляет в цель, стоящую в двух клетках от него, то шанс попадания будет на уровне 25%. Вообще, каждому бойцу лучше действовать на определенной дистанции, что не совсем логично. Неужто солдаты начинают нервничать, когда приближаются к врагу? Иначе объяснить такую условность не получается.

 

Если зайти в красные круги, то начнется бой в пошаговом режиме.
Если зайти в красные круги, то начнется бой в пошаговом режиме.

 

Система укрытий в Wasteland 3 тоже стандартная, как для пошаговых боев. Рядом с объектами окружения юниты получают полную и половинчатую защиту от огня с определенной стороны. По сути, это помогает уменьшить шанс попадания по цели. Однако некоторое оружие, например, ракетница и отдельные особые образцы, способны разрушать укрытия, о чем следует обязательно помнить. Кроме разнообразных преград, на аренах могут находиться взрывоопасные объекты окружения. Они способны как помочь отряду, так и ухудшить его положение в битве – все зависит от тактических навыков игрока. В остальном разнообразие арен достигается за счет местностей, где проходят битвы. Драки в узких коридорах и домах отличаются от противостояний на открытой местности или в большом зале ночного клуба.

С разнообразием врагов в проекте тоже полный порядок. Встречаются как типичные соперники с разными пушками, так и роботы, клоны с лазерными пистолетами, механики, ставящие турели, и парни, которые используют свиней-самоубийц. Да, вот такого уместного безумия в Wasteland 3 немало, и оно только сильнее повышает интерес к прохождению, а вместе с тем придает антуражу уникальности.

Говоря об удобстве драк, нужно еще вспомнить вариативность в распределении очков действий. Их можно потратить множеством способов. Кроме передвижения, обычных атак и применения вспомогательных предметов, есть активные навыки и специальные выстрелы, которые постепенно накапливаются после попаданий по врагам. Они позволяют нанести урон по области, либо совершить мощный выстрел в конкретную часть тела врага и наложить на него определенные отрицательные эффекты. А если у персонажа остались лишние ОД, то их можно перенести на следующий ход или потратить на временное усиление брони – прибавка 5% за каждое вложенное очко.

 

Инвентарь в Wasteland 3 постоянно забит.
Инвентарь в Wasteland 3 постоянно забит.

 

Однако без минусов в сражениях тоже не обошлось. Порой идешь на задание, уровень которого соответствует прокачке отряда, и попадаешь в крайне сложную передрягу. При этом возможность заранее оценить обстановку или отступить присутствует далеко не всегда. Бывает, враги слишком часто регенерируют здоровье – один раз даже каждый ход восстанавливали жизни, что очень раздражало. Снайперы при должной прокачке становятся слишком сильными на дальней дистанции, а вот персонажи с оружием ближнего боя получились чересчур слабыми. Они всегда находятся на передовой, то есть подставляются больше остальных, но в награду ничего не получают. Урон и шансы попадания у них такие же, как у остальных персонажей.

Из описания сражений понятно, что в Wasteland 3 реализовано много разнообразных локаций. Это действительно так: мир в творении inXile составлен из отдельных регионов, сшитых экранами загрузки. При переходе между ними необходимо долго ждать, даже если игра установлена на SSD. Более того, на относительно больших локациях окружение отображается только в определенном радиусе вокруг рейнджеров. Остальная часть территория покрыта серым туманом войны. Видимо, это сделано для уменьшения нагрузки и оптимизации.

Все локации существуют на глобальной карте, по которой рейнджеры передвигаются на бронированной машине «Кадьяк». Ее можно и нужно всячески улучшать, чтобы открывать проходы к определенным частям мира. Эта же машина становится дополнительным бойцом, если сражение разворачивается поблизости от нее. Решение, кстати, неплохое и порой выручает игрока. «Кадьяк» хоть и сильнее обычных юнитов, но кардинального дисбаланса в противостояния не вносит.

 

Кадьяк в действии.
Кадьяк в действии.

 

На глобальной карте и при путешествиях по локациям часто попадается возможность поучаствовать в каких-то небольших, но интересных активностях. То диджей ведет свое шоу и приглашает отряд стать участниками викторины. В иной раз робота починишь, и тот приведет к закопанному кладу. А через несколько минут уже о новом дополнительном задании по рации из штаба сообщают. Скучно в Wasteland 3 никогда не бывает.

Собственно, осталось только про графику поговорить. Она в игре выполнена на довольно качественном уровне. Радует детализация, с которой изобразили персонажей и окружение. Авторы позаботились даже о том, чтобы трупы выглядели реалистично. И это в классической RPG с видом сверху. А какие в Wasteland 3 визуальные эффекты. Когда едешь по заснеженному Колорадо на «Кадьяке» и смотришь на бушующую вокруг вьюгу и бьющие молнии, то ощущаешь эмоции, близкие к восторгу. Освещение в проекте тоже корректно настроено, но без проблем технического характера не удалось обойтись. Порой текстуры врагов частично не отображаются, а бывает, что искусственный интеллект начинает чудить. А теперь последняя похвала – за саундтрек. Мелодии и эмбиент в игре подобраны просто изумительно, благодаря чему удается еще сильнее прочувствовать атмосферу постапокалипсиса с налетом безумия. Треки отменно подчеркивают настроение игры и стилистику локаций, на которых разворачиваются события.

 

 

 

Wasteland 3 смогла впритык приблизиться к статусу первоклассной классической RPG. В ней есть захватывающий сюжет, куча заданий с интересно поставленными, интригующими и необычными историями, серая мораль и решения с далеко идущими последствиями. Геймплей тщательно проработан и выверен, а мелкие недочеты в балансе большинство пользователей даже не заметят. Как результат, игру можно смело советовать абсолютно всем людям, которые не боятся разбираться во множестве механик и планировать свои действия в каждом сражении. А для фанатов жанра Wasteland 3 имеет все шансы стать одним из лучших интерактивных проектов 2020 года.

Сильные и слабые стороны проекта
СюжетВариативность в прохождении заданий и их постановкаРешения с далеко идущими последствиямиПроработка антуражаТактические сражения заставляют напрягатьсяМного мелких интересных механикРазнообразие в прокачке и проверка навыковСтилистикаСаундтрек
Небольшие недочеты в балансеСюжет моментами провисаетТехнические огрехиНе всегда понятно, чего ждать от задания
Оценка игре: 4.5/5
Загрузка...
новыестарые6 ком.
Ком. на странице5102050100
Хардкорный геймер
Sailas77 (уровень 10)31.08.2020 11:49:16
Shtefan писал(а):
Вопрос @Sailas77 – как дела с игрой с геймпада? Не заточка ли там под CRPG с UIем под клавомышь? Как в общем белым людям холопам с консоле будет играться?
К сожалению, этот аспект я не проверил, так как играл с клавомышью. Но рискну предположить, что интерфейс на консолях должен быть вполне удобоваримым. Подозрения могут быть разве насчет управления отрядов в режиме реального времени. С боями все должно быть норм.
Игровой разум
Shtefan (уровень 25)31.08.2020 10:16:28
Вопрос @Sailas77 – как дела с игрой с геймпада? Не заточка ли там под CRPG с UIем под клавомышь? Как в общем белым людям холопам с консоле будет играться?
Бич человечества
Nevezychiy (уровень 18)31.08.2020 09:42:23
Shtefan писал(а):
Надо брать
Надо уже играть grin
Игровой разум
Shtefan (уровень 25)30.08.2020 20:19:04
Надо брать
Хардкорный геймер
Sailas77 (уровень 10)29.08.2020 19:46:35
miharozhnov писал(а):
Блин, обязательно возьму, очень удивлён, что игра так хорошо выстрела, после довольно слабой второй части.
Не пожалеете) Я сам был в шоке, когда ее разбирал. Прямо постоянно удивлялся)
Последняя надежда человечества
miharozhnov (уровень 17)29.08.2020 16:36:37
Блин, обязательно возьму, очень удивлён, что игра так хорошо выстрела, после довольно слабой второй части.