...ikra is drugs, everybody! Всем привет, друзья. Сегодня я хотел бы поговорить на тему, неотрывно связанную с игровой индустрией. Причём, уже в процессе написания выяснилось, что тема даже шире, чем просто вливание в видеоигры реальных денег. Явление это многогранно, и если копнуть чуть глубже, можно увидеть его в совершенно неожиданном ключе. И у любого явления, каким бы оно на первый взгляд ни казалось, всегда есть две стороны - плохая и хорошая. Или просто менее плохая? Что ж, постараемся в этом разобраться.
"Итак, - поднимаясь со стула, - здравствуйте, меня зовут ikra, и я - доначу". (Ну и мразь же ты!) Подождите друзья, не торопитесь кидать в меня томогавками, а лучше задумайтесь вот о чём. Сегодня донатерами является большинство игроков, но часть из них об этом даже не подозревает. Донат (англ. donate - жертвовать, дарить) обозначает оплату игроком дополнительных бонусов, уникальных предметов и прочих благ, не доступных обычным путем, без оплаты реальными деньгами. Обычно о нём говорят применительно к онлайн-играм, но по сути - в ту же группу легко, как Леголас в глаз орку, попадает покупка всякого рода платных DLC в играх, заточенных под одиночное прохождение. Вот и получается, раз есть люди, не покупавшие DLC к игре, а есть те, кто купили, то вторые как раз и становятся донатерами.
И донат, на самом деле, бывает очень разный. С одной стороны, каждый из нас может купить гитонов на 100-200 рублей, получить за это чудесную плюшку в виде усиления на месяц, и одновременно тем самым поддержать любимый портал. При этом, даже без пресловутого усиления, играть в Информию интересно и вполне реально. На другой чаше весов - различные браузерные игры (особенный привет Мэйл.ру), весь игровой процесс которых построен на регулярных транзакциях из Qiwi и WebMoney; в них игра человека, не желающего расставаться со своими кровными, довольно быстро превращается в сущий ад (с регулярно всплывающими предложениями "СКИДКА! Купи три жизни за 900 рублей"). То же, с небольшими поправками, можно сказать и о играх для IOS и Android. И большинство игроков покупают что-то, и это, на самом деле, их полное право: если у тебя есть деньги, и ты хочешь их потратить таким образом, то это только твоё дело.
Однако же стоит задуматься о будущем, к которому текущее положение дел нас может привести. Ни для кого не секрет, что рынок мобильных и браузерных игр сегодня уже гораздо обширнее, чем рынок игр на ПК и консоли. Среди покупателей последних, конечно, ещё остаётся когорта игроков-консерваторов, для которых существует только сольная кампания и ничего больше. И всё же с каждым годом людей, приобщившихся к MOBA и MMO, становится всё больше. В условно-бесплатных играх так же до сих пор остаются уникумы, не вложившие ни единой реальной копейки в свой игровой процесс. Но все они находятся в группе риска! Представьте себе ситуацию: игрок несколько месяцев проходил сложнейший квест, ночами не спал, с девушкой ссорился, и вот он стоит перед залом, где находится легендарный сет условного Короля-Лича. Он протягивает руку, чтобы распахнуть тяжёлые створки... и тут на экране всплывает сообщение: "Чтобы попасть в этот зал, прочитайте открывающее заклинание. Время каста заклинания - 45 дней реального времени. Вы можете сократить время каста до одного дня за 350 "тёмных кристаллов" И далее - ссылка на покупку этих самых кристаллов за "всего" 10 долларов. И вот кто устоит против такого дьявольского соблазна? Давай свою синюю таблетку, Морфеус!
Видя такую тенденцию, производители выпускают всё больше игр, содержащих определённый дополнительный платный контент. Причём, уже сегодня количество контента, скрывающегося в DLC, может составлять до 40% от всей игры! А система free-to-play настолько заманчива, приносит настолько приятные деньги, что даже самые стойкие разработчики со временем могут на неё перейти. Подобный вариант развития событий реален в такой степени, что уже лет через 10 мы можем получить 100% игровой индустрии, полностью перешедшей на free-to-play (и в этой ситуации нам останется только восхвалять условных CD Project RED за то, что они оставили в своём проекте покупку сюжетных миссий за внутриигровую, а не за реальную, валюту). Если даже мы с вами это понимаем, то производители понимают и подавно: подобный шаг позволит им убить одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, они увеличат и стабилизируют свой доход, во-вторых, нанесут смертельный удар по пиратству. Ибо много ли вы видели на торрентах взломанных и, главное, рабочих версий World of Warcraft? Нет, наверняка, в каждом поколении может найтись пара гениальных хакеров, которые придумают, как взломать любую систему. Но и само наличие таких хакеров в будущем может стать не только благом, но и полным и абсолютным злом.
"Я вас Лала Клофт Denuvo сломаль..."
Я понимаю, что тут отхожу от изначальной тематики поста, к тому же позволяю себе изрядную долю фантазии. Но в моём понимании (вы можете соглашаться или нет), следующая проблема неотрывно связана с донатом, и, отчасти, из него и рождается. Я говорю об обратном донату процессе, а именно о превращении заработка в игре - в заработок реальный. И речь ведь не только о продаже своего убер-прокачанного персонажа за реальные деньги (например, в WoW аккаунт за 1000 евро - обычное дело), но и о играх, где виртуальную валюту можно вывести в реальный мир и облечь в хрустящий зелёный эквивалент. На сегодняшний день, существенно обогатиться таким способом практически нереально, но события, которые должны произойти в этом году, наталкивают на мысль, что скоро подобный заработок вполне может стать простым и привычным явлением. Разумеется, я имею в виду выпуск первых шлемов виртуальной реальности не далее, как в марте нынешнего года.
"И это, Сарочка, он-таки ещё только в меню!"
При чём тут виртуальная реальность, спросите вы? А при том, что в произведениях модного нынче жанра ЛитРПГ подобное антиутопическое общество, где люди ходят в виртуал, как на работу, описывается не раз, не два и не три. И такое общество вполне может с нами случиться, и даже гораздо раньше, чем мы думаем: вспомните, например, что из себя представляла одна из первых MMO Ultima Online, и сравните те годы с нынешними по качеству (WoW) и по количеству онлайн-проектов. А ведь не прошло ещё и 20 лет. Так что лет через 15 мы сможем стать счастливыми обладателями целых капсул виртуальной реальности, в которых некоторые люди будут просто-напросто жить. В этом есть куча преимуществ (для калек, инвалидов, виртуал - практически единственный выход), но и куча недостатков - игровая зависимость перейдёт на совершенно иной уровень, многие люди будут переводить весь свой реальный капитал в виртуальный мир. И некоторые окажутся не только в юридическом рабстве (отрабатывая по контракту 20-часовой рабочий день в гринде по полям Калимдора), но и в рабстве фактическом. Вспомним упомянутых выше гениальных хакеров - если взломать гипотетически можно любую систему, то и виртуальную реальность тоже можно взломать. А следовательно, возможна ситуация, когда некий программный код не даёт человеку выйти в реальный мир и запирает его в игре, где его аватар оказывается в трудовом лагере по добыче особо ценного ресурса. Представили? И дай бог, если это всё окажется лишь научной фантастикой. Но что-то мне подсказывает, что к реальности она здесь очень близка...
***
Ну а вывод... Как такового, вывода не будет. Это пища для размышлений, как для меня, так, надеюсь, и для вас. Вывод каждый сделает сам, и я предлагаю всем в комментариях поделиться своими соображениями: может, кто-то даже докажет мне, что всё это - просто моя шизофрения? Высказывайтесь, друзья! Спасибо за внимание, и помните: икра - это наркотики.