Вторжение России в Украину

Обзор Sid Meier's Civilization V от пользователя 13th_Ka7aHe4

Дата публикации: 16.08.2012 18:28:14
Поделиться:  
Отзывы: Нравится 11 Не нравится 3
Обзор пользователя 13th_Ka7aHe4
Авторская грамматика сохранена

Sid Meier’s Civilization V: об эволюции и энтропии знаменитой игровой серии

 

Плохо. Неужели настолько? Нет, и тем не менее. В своей рецензии на оригинальную Civilization V (без add-on’а Gods & Kings) на своих виртуальных страницах ag.ru написал, что пятая часть легендарной серии это, несомненно, новая игра. Не знаю, в какую лупу рецензенты разглядывали игру: все её революционные нововведения не более чем следствия ювелирной обработки, которая, если взглянуть правде глаза, вообще мало чем изменилась (графика не в счёт) отсчитывая с первой части.

Кен Ролстон (автор Morrowind, Oblivion и Kingdoms of Amalur: Reckoning) однажды сказал, что чтобы там не говорили, игроку никогда не нужен кардинально новый сиквел. Всё это верно и разумно, но всё же определённая эволюция необходима. Вот как раз с этим и плохо. Помимо этого существует ещё один аспект, с которым дела не просто плохо, а очень плохо: в процессе упомянутой косметической обработки безжалостно и незаслуженно отправлено под нож, множество превосходных вещей, так сказать, имевших заслуженное место. Справедливости ради следует отметить, что многие из этих потерь произошли не в пятой части знаменитой серии, у которой на носу знаменитый двадцатилетний юбилей. Но, как и в большинстве случаев, важен конечный результат.

 

Ничего личного, дорогой император.
Ничего личного, дорогой император.

 

Первая из них – это график развития цивилизаций. Вышвырнули. Зачем? Так же весьма спорен отказ от возможности просмотра населённого пункта. Каким чудесным зрелищем были ваши марширующие солдаты на фоне взятого города! Согласен, когда у вас громадная империя, не то что (как это было в первой части) наблюдать строительство очередной постройки, просто выбирать очередную, утомительно. Но ведь всегда есть настройки, не так ли? Канули в прошлое партизаны. Вместе с ними наглядные щитки ресурсов и предупреждения о постройке чудес света другими цивилизациями (как и возможность, ускорить, утерев нос конкуренту). Больше нет такой приятной вещи, как захват технологии при взятии города у более продвинутого в научном отношении противника. Исчезли формы правления, переехавшие жить на ветви дерева институтов развития. Этот список можно продолжать долго. Но думаю, читатель уловил суть.

Игра вообще производит какое-то весьма странное впечатление. Восхищение, и воистину легендарная магия «ещё одного хода» никуда не делась. За что разработчикам честь и хвала. Это не мало. Даже, если хотите, самое главное. Но, и ещё раз но. Цивилизация – это не просто игра. Это интерактивный... трудно подобрать нужное слово. «Тренажёр» не подходит. «Учебник» тоже нет, модель развития слишком упрощена и не выдерживает критики. Но, с другой стороны, благодаря этому, за деревьями стал виден лес. М политологов, так или иначе ссылающихся на игру, накопилось за годы существования серии по всему миру десятки, а то и сотни.

Исследование творения Сида Мейера с научной точки зрения выходит за рамки нашей рецензии, обратим своё внимание только на один вопрос: зачем такую сложную концепцию (игры) в процессе ювелирной шлифовки превращать в казуальную песочницу? Конечно, этого не произошло. Но то, что к этому стремились изо всех сил, очевидно. То же самое было в Sid Meier’s Pirates! Превосходной игре оставалось чуть-чуть, чтобы стать шедевром с непререкаемым авторитетом в своей области. И на лицо та же самая картина: сказать, что не хватило сил, было бы ложью. Наоборот, упрощали. Как в той самой притче, когда сердобольная, но глупая женщина сначала поместила ястреба с раненым крылом в курятник, а затем подрезала ему клюв и когти. Чтобы было удобнее клевать просо и сидеть на насесте.

Итак, самое слабое место игры, это дипломатия. В Sid Meier’s Civilization V её просто-напросто нет. Хотя нет, не так. Было бы гораздо лучше, если бы её вообще не было. Потому что то, что есть, наводит смертельную тоску. Здесь мы касаемся ещё одной, весьма благодатной с ракурса цивилизации нивы. Я о магических буквах AI – Artificial Intelligence (по-русски переводится как «искусственный интеллект»). Понятное дело, его механизмы в рецензируемой игре, как впрочем, и во всех представительницах серии, так же неведомы и загадочны, как и законы, руководящие расширением вселенной. К данной черте пенталогии все привыкли и даже стали называть фирменной изюминкой (начиная с первой части, где бомбардировщик мог ничтоже сумняшеся разбиться об юнит лучников). Но что касается AI дипломатии рецензируемой части, это уже чересчур.

Вдобавок к тому, что меню взаимоотношений содержит только кофе с сахаром и без, правители ведут себя настолько неадекватно, что просто набивают оскомину, перечёркивая хорошее впечатление от сиквела красной жирной чертой. Слабаки зачем-то лезут на рожон бесконечными нелогичными осуждениями, укрепляя мысль о том, что физическое устранение – это самый комфортный стиль игры. Что же касается объявления вам войны городами-государствами (на том этапе, когда вы уже сами не знаете, сколько у вас городов, настолько их много), то это напоминает демонического черепа Мюррея из The Curse of Monkey Island. Того самого, который просил главного героя поднять его, что он мог его же укусить.

Уважаемые разработчики! Ну, вы же слышали об эффекте присутствия. Мне кажется, если бы Firaxis Games сделала бы дипломатию примерно такой же, какой она была в первом Master of Orion, у них бы получилась на порядок более сильная игра. К чему развитие, стремление к влиянию, если с их помощью практически ничего нельзя поделать за исключением физического уничтожения противника. Конечно, о реализме никто не ведёт речь, но в окружающем нас мире мощные авианосцы и современные ракеты используются в качестве психологического фактора куда чаще, чем по своему прямому назначению. Зато юниты в игре двигаются по симпатичным кривым.

 

Столица.
Столица.

 

Где клубок политических интриг и развязки взаимных интересов? Вместо них целая коллекция костылей разных размеров и короб свистулек и пищалок. Ещё раз обратим внимание на старенького «Владыку Ориона», в котором эмоции на переговорах были наглядными, а шкалы дипотношений просто были... Это самый главный упрёк игре, в которой неизбежно проскальзывает опасение за римейк культовой UFO: Enemy Unknown, который Firaxis обещает выпустить через пару-тройку месяцев (похоже, минимализм компании проник и сюда: размер отряда имеет ограничение на количество бойцов).

Что ж, теперь наступила очередь похвал. Их немало. Кратко пройдёмся на новинках, которые мы столь решительно отнесли в разряд косметики (знаю, спорно).

Разработчики приложили много сил для того, чтобы попытаться изменить саму философию игры, сделав тупой захват городов противника всего лишь одной из граней, а не главным лейтмотивом игрока. Агрессор быстро приобретает всеобщее порицание других лидеров, которые в конструктивной критике, повторяюсь, честны, словно они не крупнейшие политики, а пионеры. Ситуация невольно проецируется на современную политическую обстановку, которая лучше всего характеризуется словом «гегемония». Вышло это случайно или нет, в любом случае – достижение.

Способов, позволяющих победить в игре, целых пять (включая силовой). Введены, крайне успешно, ресурсы (правда, успех обеспечен тем, что пришлось заморить голодом бедняжку торговлю, но ведь сейчас мы хвалим). Они, как и чудеса природы, стимулируют игрока к исследованию игрового мира (хм, и на завоевания тоже, ибо на идее ресурсов, бывших ещё во второй части, завязали такую архиважную вещь, как рост городов).

Появилась собственная оборона городов (давно пора!), великие люди, бонусы золотого века, а в угоду моде дерево достижений. Завершение его пяти институтов (некоторые из них взаимоисключающие) к которому медленно, но верно нас двигают очки культуры (любопытного, но вместе с тем, реалистичного ресурса) позволяющего, в конце концов, достичь «культурологической» победы по очкам...

Вердикт очевиден: крайне хорошо. Но могло бы быть гораздо лучше.

 

В этот раз Китай граничит с Белградом.
В этот раз Китай граничит с Белградом.

 

P.S. Когда эта статья была написана, вышло дополнение Gods & Kings. Разработчики пообещали исправить недостатки. Лучше поздно, чем никогда! Может оно и к лучшему, что твёрдо опираясь на ноги, есть куда развиваться? Думаю, не стоит забывать, что львиная доля критики этого обзора лежит в той философической области, которая частенько служит полем боя для столкновения ностальгии с эволюцией… (вспомним опыт четвёртой части Heroes Might & Magic, которая получилась не то чтобы такой ужасной, как все её малюют, а просто другой игрой).

В конце концов, бессонные ночи, красные глаза и «мне бы только ацтеков замочить» остались на своих местах…

Внимание! Данный обзор предоставлен пользователем 13th_Ka7aHe4 и передает его
собственное впечатление об игре Sid Meier's Civilization V.
Администрация портала Gamer-Info не несет ответственности за содержание материалов,
предоставленных пользователями. Если вы считаете, что данные материалы каким-либо путем
нарушают ваши авторские права – обратитесь к администрации портала.
Вы также можете разместить свой собственный обзор игры Sid Meier's Civilization V,
опубликовав его в блоге и набрав достаточное количество лайков.
Загрузка...
новыестарые3 ком.
Ком. на странице5102050100
Игровой разум
Артьом (уровень 17)29.08.2012 14:35:13
Жаль что ето игра стратегия.....
Инкогнито27.08.2012 10:10:49
А что мне понравилось!
Знамя Пустошей
LinArtem (уровень 12)16.08.2012 17:06:33
Знаешь, у меня сложилось такое же впечатление. Играл в чистую 5-ую Циву, потом в 4-ую. Абсолютно разные, и не только графически. Gods & Kings кое-чего добавил, кое-чего изменил, игратся стало поинтересней.