«Мы говорим – Forza, подразумеваем – Motorsport. Мы говорим – Motorsport, подразумеваем – Forza». Так было с самого рождения серии в 2005 году. Менялся порядковый номер в названии, число машин и трасс, да количество полигонов на фарах, но суть оставалась неизменной: кольцевые гонки с максимально серьезным выражением лица. Неудивительно, ведь Forza изначально задумывалась как оружие «холодной войны»: Microsoft нужен был собственный эксклюзивный автосимулятор в противовес грозному заокеанскому конкуренту Gran Turismo, а тут уж не до шуток и заигрываний с аркадностью. Но вот настал октябрь 2012-го, и случилось небывалое: все равно что США вдруг распродали бы в розницу свой ядерный арсенал, одели морпехов в гавайские рубашки и переоборудовали Пентагон в филиал Диснейленда. Horizon – это Forza в открытом мире, без Нюрбургринга и «формульных» болидов, зато с фейерверками, стритрейсингом, лавированием в траффике и бодрыми голосами диджеев по радио. И наконец-то ощущением полной свободы.
Forza Unlimited.
Как и ее предшественницы, Horizon вышла эксклюзивно для XBOX 360. Но если бы она таки появилась на ПК, инструкцию к ней можно было бы сформулировать в духе классического readme.txt: «1) Выберите автомобиль. 2) Газ в пол. 3) Наслаждайтесь». Главная цель проекта – чтобы вы наконец забыли про серые будни и суровые правила, прониклись ощущением праздника и унеслись навстречу закату с блаженной улыбкой на лице.
1) Выберите автомобиль. 2) Газ в пол. 3) Наслаждайтесь.Центром сюжета является фестиваль с воодушевляющим названием «Горизонт», где вам предстоит покорять публику своим гоночным мастерством. Или доказывать другим водилам, что вы самый крутой на дороге. Или вообще никому ничего не доказывать, а просто колесить по просторам Столетнего штата, любуясь окружающими видами. Никакой полиции, никаких запретов: на время фестиваля местная тусовка автоманьяков превратила Колорадо в собственную игровую площадку, где каждый волен отжигать резину и прожигать жизнь как угодно. Чем активнее проявляете себя, тем быстрее растет ваша популярность, что в свою очередь открывает доступ к новым состязаниям – и так по спирали.
«Как-то мы с другом решили поставить на кон свои машины. Я привез стиральную».
(Феникс Фокс, радио Horizon Rocks)
Гонки найдутся на любой вкус: от классического спринта и кольцевых заездов до показного трюкачества ради «кредитов», как в Project Gotham Racing, или соревнования на скорость с... самолетами и воздушными шарами. Мультиплеер предложит дополнительные забавы, вроде участия в автоклубах. Но даже без выхода в онлайн игра любезно создает его иллюзию: по трассам колесят еще десятки таких же безбашенных водил под управлением AI, которых при встрече можно вызвать на дуэль (правда, подобные состязания ограничиваются банальным «point-to-point»). Устали от соперничества? Можно заняться поиском раритетных авто, ржавеющих в заброшенных сараях, или устраивать фотосессии своих четырехколесных красавцев на фоне местных достопримечательностей, благо продвинутый фоторежим с кучей настроек позволяет делать это вполне профессионально.
Из динамиков стереосистемы задорно звучат целых три радиостанции, каждая со своим собственным стилем. Между треками местные диджеи то и дело травят забавные байки из жизни фестиваля, дают полезные советы и так далее. Покатавшись с десяток часов, начинаешь недоверчиво соображать – они что, в самом деле никогда не повторяются? Во всяком случае, эффект настоящего радио создается стопроцентно.
Мой личный штат Колорадо.
Хоть сам фестиваль и вымышленный, все остальное списано с натуры и вполне узнаваемо. По размерам виртуальный штат получился не особо впечатляющим: чтобы пересечь карту из конца в конец, требуется всего-то около 10 минут реального времени. Не сравнить с титаническими масштабами первого Test Drive Unlimited, где поездки порой доводили до изнеможения. Однако разработчики сумели впихнуть на эту довольно компактную территорию сразу несколько непохожих друг на друга реальных природных зон, и в результате окружающий мир выглядит на редкость живописно.
Изрезанные ветрами оранжевые скалы, атрибут каждой второй гоночной игры, теперь не просто картинка на заднем плане – можно самолично отправиться туда и наблюдать, как они вырастают вокруг во всем своем великолепии. А еще здесь есть кусочек заснеженных Скалистых гор, пышные хвойно-лиственные леса и утыканные гигантскими ветряками степи Великих равнин. Для полного счастья не хватает разве что какого-нибудь мегаполиса, всех этих зеркальных стен из стекла и бетона. Несколько скромных городков на игровой карте имеются, но погоды они явно не делают – для Horizon на первом месте красоты матушки-природы.
Открытым на все сто процентов игровой мир так и не стал.Открытым на все сто процентов игровой мир так и не стал: нельзя съехать с дороги и рвануть напрямик через горы и долины, трассы почти всегда ограничены либо отбойниками, либо элементами ландшафта. В качестве компенсации разрешается пронестись с ветерком по обочине, сшибая скамейки и дорожные знаки, или ловко срезать поворот. По уверениям разработчиков, в игре имеется аж 65 типов дорожных покрытий, на каждом из которых машина вроде бы должна вести себя по-своему, хотя на деле особой разницы не заметно.
Внешне игра выглядит великолепно, все достоинства унаследованного от Forza Motorsport 4 графического движка не только бережно сохранены, но и приумножены. Детализация машин и окружения не уступает прославленной «старшей сестре», а в целом картинка выглядит даже приятнее за счет легкого сглаживания. Отдельных аплодисментов заслуживают эффекты освещения: Horizon впервые в истории сериала может похвастаться динамической сменой времени суток и ночными гонками. Надо быть поэтом, чтобы передать прелесть здешнего неба, плавно меняющего оттенки от сияющего рассвета до акварельных сумерек – прямо как в жизни.
А я сяду в кабриолет.
Автопарк Horizon «в базовой комплектации» насчитывает около 120 машин, вдобавок после релиза вышло уже больше десятка DLC с дополнительными моделями. Кроме лощеных суперкаров, в изобилии представлены европейские и японские малолитражки, джипы, а также классические американские «масл-кары» (Forza неизменно патриотична).
Вместе с достоинствами в новый проект перекочевали и старые болячки. Вид из кабины хорош, только пока вы гордо смотрите вперед. При попытке осмотреться по сторонам камера либо рывками дергается вправо-влево, либо с натугой ползет вдоль обреза ветрового стекла. Виртуальный водитель, очевидно, страдает от радикулита, поскольку он не в состоянии даже толком разглядеть салон собственного авто.
Модель повреждений осталась без изменений: даже если на скорости 200 миль в час впечататься лоб в лоб с многотонной фурой, отделаетесь только поцарапанным капотом и разбитыми стеклами. На поведение машины столкновения не влияют вообще. После трудной гонки авто может выглядеть так, как будто его долго и старательно терли крупнозернистой наждачкой, но превратить корпус в смятую фольгу от шоколадки (как в первом Shift) или тем более насладиться зрелищем отлетевших дверей и колес, при всем желании не удастся.
Ноу-хау колорадских автомехаников – колпаки фар из цельного алмаза.
После любой аварии фары сияют как ни в чем не бывало.
Так все-таки аркада перед нами или симулятор? Ни то, ни другое. Или, вернее, то и другое сразу: аркада с душой симулятора. В Horizon невооруженным взглядом заметны приметы целой плеяды знаковых гонок – уже упомянутой PGR, DiRT, Split Second, Burnout и Race Driver: Grid. Оно и неудивительно, учитывая, что ее создатели из британской Playground Games в свое время приложили руку ко всем перечисленным проектам.
Разработчикам удалось найти идеальный баланс между серьезным вождением и бесшабашными покатушками.Новым разработчикам удалось найти идеальный баланс между серьезным вождением и бесшабашными покатушками: физика старой доброй Forza воспринимается вполне реалистично, но даже при полностью отключенных электронных помощниках управление остается послушным и отзывчивым. Продвинутый тюнинг узлов и агрегатов по-прежнему присутствует, однако ломать голову по поводу настроек шасси, давления в шинах или передаточных чисел трансмиссии теперь не придется – такое здесь не предусмотрено. Впрочем, хардкорные тру-геймеры не останутся обделенными: стоит сдвинуть ползунок уровня сложности выше среднего, как добрая улыбка игры превращается в свирепый оскал. Противники пулей уносятся вперед и почти не совершают ошибок, а вы судорожно кренитесь в кресле, пытаясь вписаться в поворот, и бормочете разные нехорошие слова.
Вопреки пословице, Playground Games сумели ухватить за хвост сразу двух зайцев. Их проект изо всех сил старается угодить любому, кто неравнодушен к гоночным играм и автомобилям, и у него это прекрасно получается. Forza Horizon – то, чем должна была стать (но так и не стала) Need For Speed, идеальная замена сиквелу Test Drive Unlimited и достойный наследник традиций серии Forza. В общем – гонка для всех и каждого.