Вторжение России в Украину

История «революционных» игровых устройств

Дата публикации: 03.06.2011 22:17:51

Старая поговорка «все новое – это хорошо забытое старое», вероятно, очень прочно засела в умах толковых маркетологов. Что бы ни говорили работники Nintendo, Microsoft и Sony, на рынке контроллеров для игровых платформ, они не сделали ничего кардинально нового. Во всяком случае, ни Wii, ни Move, ни Kinect не представляют собой настоящую революцию. Каждая из компаний просто решила попробовать вернуть на рынок то, что не получилось продвинуть у прошлых смельчаков. Слегка доработав, прилично разрекламировав и удешевив.

 

Сейчас уже трудно сказать, но вероятно первый игровой контроллер был создан совсем не для развлечений. Для того чтобы испытать новенький суперкомпьютер PDP-1, студентам Массачусетского технологического института нужно было кардинально загрузить его вычислительной информацией. Ученые не смогли придумать ничего лучше, кроме как сделать игру. И правильно! Spacewar!, разумеется, в духе того времени, была космической «стрелялкой» - двум звездолетам приходилось уничтожать друг друга. Сейчас это не кажется смешным, однако в феврале 1962 года возможности игры просто поражали: истребитель мог двигаться как по вертикали, так и по горизонтали, и, конечно, пускать торпеды. Запредельный интерес появился, когда Алан Коток (Alan Kotok) и Боб Сандерс (Bob Saunders) сделали для своей игры игровой контроллер. Два переключателя, кнопки для запуска ракет и полностью деревянный каркас. Сейчас все это (компьютер, геймпад и даже игру) можно найти только в Калифорнии, где расположен Музей компьютерной истории.

 

Массивная небрежная сделанная деревянная коробка. Первый геймпад точно не годился для продажи.
Массивная небрежная сделанная деревянная коробка.
Первый геймпад точно не годился для продажи.

 

На волне популярности игровых автоматов, конструкторы просто не могли не ломать головы над тем, как перенести цифровые развлечения в квартиры пользователей. Но перспектива держать ящик размером с холодильник у себя дома никому бы не понравилась. Поэтому разработчики начали думать над созданием компактных консолей. Первой в мае 1972 года выстрелила компания Magnavox со своей приставкой Magnavox Odyssey. Подключить к ней можно было сразу два геймпада. Впрочем, назвать это геймпадом весьма проблематично. Толстый провод от приставки вел к ящику, который было крайне неудобно держать в руке. К счастью, это и не было нужно - устройство ставилось на какую-нибудь поверхность и не двигалось во время игры. На нем располагались два регулятора - вертикальный и горизонтальный, и центральная кнопка с надписью «игра».

 

Первый продающийся геймпад больше напоминал радиоприемник.
Первый продающийся геймпад больше напоминал радиоприемник.

 

Также, дополнительно к «Одиссею» можно было приобрести Shooting Gallery - первый в мире световой пистолет, который, благодаря вакуумным фотоэлементам, мог определять, куда выстрелил пользователь. Например, в подстреленную утку, как это в дальнейшем будет в игре Duck Hunt для NES. Найти его фотографии в интернете на данный момент невозможно.

 

В октябре 1977 года на рынок поступила консоль Atari 2600. Необычных контроллеров, которые выпускались для нее впоследствии, хватает. Сама приставка поставлялась с двумя джойстиками, и ими сейчас, в общем-то, уже никого не удивишь - практически идентичные ставились в подавляющем большинстве игровых автоматов. Оно и логично - основатель компании Atari Нолан Бушнелл (Nolan Bushnell) какое-то время лично принимал участие в конструкции таких устройств. Джойстик с названием CX40 наконец-то воссоединил все оси управления в одном рычаге, а так же обладал одной красной кнопкой для совершения какого-либо действия в игре. Позже вышел CX42 - беспроводной вариант.

 

CX40 - классика джойстиков и чуждая вещь для современных игроков.
CX40 - классика джойстиков и чуждая вещь для современных игроков.

 

К приставке можно было приобрести и другие контроллеры. Например, Paddle. Нолан создал его, вдохновляясь игрой пинг-понг, которая была выпущена для Magnavox Odyssey. Отсюда и название: Paddle - это американское название ракетки для настольного тенниса. Paddle снабжался одной кнопкой, а благодаря встроенному внутри реостату (регулятор сопротивления), рычаг можно было дергать резко или плавно на несколько градусов. По сути, это был первый стик, сейчас же они являются неотъемлемой частью любого геймпада. Кстати, позже это устройство вышло и для Sony Playstation.

 

Paddle не был похож на клюшку для игры в пинг-понг.
Paddle не был похож на клюшку для игры в пинг-понг.

 

Следующим необычным устройством для Atari 2600 оказалось Atari Video Touchpad. Изначально оно было разработано специально для игры в Star Raiders. Создателям тогда казалось, что таким образом игроки смогут лучше почувствовать, будто действительно пилотируют корабль. На деле же он напоминал урезанную клавиатуру в форме калькулятора. Контроллер, к слову, до сих пор успешно продается на eBay.

 

На самом деле это не совсем «тач» - под картинкой прячутся кнопки.
На самом деле это не совсем «тач» - под картинкой прячутся кнопки.

 

В августе 1982 года американская компания Coleco выпустила приставку ColecoVision. Ее оригинальный контроллер использовал раскладку клавиш от телефона (цифровая клавиатура вместе с решеткой и звездочкой), а сверху у него располагался рычажок для управления. Несмотря на свою популярность, именно для этого геймпада было выпущено всего две игры.

 

Консоль ColecoVision и устройство управления для нее в те времена считались лучшими.
Консоль ColecoVision и устройство управления для нее в те времена считались лучшими.

 

Затем Coleco разработала Turbo Cockpit. Это были первые руль и педали для домашних консолей. К несчастью, этот контроллер был не самым удобным устройством управления. Его 17 сантиметров в диаметре никак не способствовали удобству при игре, а с педалей из чрезмерно гладкого пластика то и дело соскальзывала нога. Впрочем, дизайнерам нужно отдать должное, ведь для оригинального контроллера было припасено идеальное место в корпусе руля.

 

Жаль, что приборы у этого руля – просто наклейки.
Жаль, что приборы у этого руля – просто наклейки.

 

И все же, самыми необычными игровыми устройствами для приставки от Coleco был тандем Super Action Controller. Два контроллера также снабжались цифровой клавиатурой и красным трекболом. Один из них использовался в лежачем положении, другой – брался в руки, как пистолет. Для обоих выпустили несколько специально «заточенных» под такое управление игр.

 

Несмотря на массивный внешний вид, на этих устройствах было весьма удобно играть.
Несмотря на массивный внешний вид, на этих устройствах было весьма удобно играть.

 

В июле 1983 года вышла приставка Nintendo Entertainment System (Изначальное название Famicom, затем просто NES). Новинка сразу попала в лидеры продаж и завоевала большую любовь у игроков. Она оказалась настолько популярной, что русская компания Steepler изобрела ее клона, взяв за основу аппаратные решения японского гиганта. Назывался этот клон Dendy. Несмотря на обильные предложения на рынке, выпуск NES продолжался аж до 2003 года. А самое необычное решение для приставки (не считая R.O.B. – робота-игрушку, которая шевелила руками, когда ее поворачивали к телевизору) предложила компания Abrams Gentile Entertainment.

 

R.O.B. представлял собой откровенно бессмысленную вещь.
R.O.B. представлял собой откровенно бессмысленную вещь.

 

В 1988 году, вдохновленная фантастическими фильмами, она выпустила Power Glove - перчатку для беспроводного управления играми. Рекламные слоганы содержали слова вроде «виртуальная реальность», а сама перчатка обманчиво крутилась по телевизору, будто это трейлер нового фильма про будущее. Мечта всех игроков того времени стоила почти тысячу долларов, весила почти 300 грамм (отчего рука начинала «ныть» через несколько минут), а сенсоры почти всегда ошибались. В общем, это было не лучшее вложение денег тех ста тысяч человек, которые ее купили.

 

Футуристичный дизайн - единственное, что было хорошее в этой штуке.
Футуристичный дизайн - единственное, что было хорошее в этой штуке.

 

В 1989 компанией Broderbund Software было выпущено еще более необычное, чем Power Glove, устройство. Также для NES. Контроллер U-Force был полностью напичкан инфракрасными датчиками, которые позволяли двигать руками в пространстве и таким образом управлять происходящим на экране телевизора. В итоге, устройство также потерпело фиаско. Сенсоры часто реагировали неправильно, наученные печальным опытом пользователи практически не покупали его, а рука через время просто уставала постоянно находиться навесу.

 

U-Force больше похож на современный ноутбук.
U-Force больше похож на современный ноутбук.

 

Но инфракрасные лазеры не покидали головы ученых, и уже в 1993 году для консоли Sega Mega Drive был выпущен специальный коврик с дырой в середине под названием Sega Activator. Игроку необходимо было встать на специальное восьмиугольное поле, где он и мог управлять процессом. Нечто подобное сейчас предлагает Kinect: пользователь прыгал, импульсивно махал руками и ногами. Увы, эта разработка столкнулась с той же проблемой, что и две предыдущих: сенсоры были настолько плохими, что совершаемые движения либо не давали какой-нибудь внятной отдачи, либо устройство их неверно воспринимало.

 

За пределы этого поля выходить было никак нельзя.
За пределы этого поля выходить было никак нельзя.

 

На данном этапе истории разработчики остановились, ведь в 1994 году Sony вместе со своей игровой консолью Sony Playstation предложила миру практически идеальное устройство управления. За ее геймпадом пользователи получали то, чего, в общем-то, все это время им не хватало - отдых во время игры. Удобно расположившееся в руках, это устройство позволяло просто расслабиться. У других студий тоже были свои наработки, поэтому, оглядываясь на печальный опыт вышеперечисленных студий, никто не хотел рискнуть и обжечься.

 

А ведь сейчас даже он кажется искушенным игрокам пережитком прошлого.
А ведь сейчас даже он кажется искушенным игрокам пережитком прошлого.

 

Так продолжалось пять лет, пока в 1999 году компания Bemani не изобрела Guitar Freaks Controller. Несмотря на не самый симпатичный внешний вид, игроки были довольны. Корпус практически полностью состоял из пластика, а значит, контроллер весил не больше 500 грамм. Почувствовать себя настоящим гитаристом, играя на PlayStation, помогла KONAMI с одноименной игрой - Guitar Freaks. Впоследствии выпуск таких устройств продолжится вплоть до сентября 2010 года вместе с последней игрой серии - Guitar Hero: Warriors of Rock для Xbox 360, PlayStation 3 и Wii.

 

Дизайн гитары больше напоминал аналогичные игрушки для маленьких детей.
Дизайн гитары больше напоминал аналогичные игрушки для маленьких детей.

 

В этом же году на волне оптимизма KONAMI выпускает танцевальный коврик в комплекте с игрой - Dance Dance Revolution. Идея не нова: 20 ноября 1998 года японская компания как раз поставила в развлекательные центры игровой автомат, где можно было плясать на специальном поле. Концепция продукта до безобразия проста - на игровой площадке метр на метр расположены специальные стрелочки. Из колонок играет музыка, а на экране постоянно выскакивают эти же стрелочки, на которых нужно танцевать. В итоге, все движения складывались в ритмичное «отплясывание» под QTE. В общем, отличное средство для похудения и поддержания формы.

 

Коврик удобно складывается, и его всегда можно взять с собой, если собрался к друзьям.
Коврик удобно складывается, и его всегда можно взять с собой, если собрался к друзьям.

 

Однако боссам игрового подразделения Sony очень хотелось выпустить-таки устройство, которое позволяло бы управлять персонажем без каких-либо манипуляторов. Еще бы, не хотелось! Ведь главы компаний когда-то тоже были подростками, мечтающими о Power Glove и U-Force. И в 2003 году они сделали это. Девайс под причудливым названием EyeToy был сделан по заказу Sony компанией Logitech и представлял собой всего-навсего аналог web-камеры. Компактная цифровая видео-камера, которая крепилась на телевизор. В нее встроили микрофон для голосовых команд, интегрировали технологию распознавания цветов и научили понимать жесты. Устройство предназначалось для PlayStation 2 и быстро завоевало невиданную популярность у игроков. Разумеется, для нее вышла целая куча несерьезных игр, чего, собственно, и требовали игроки.

 

Первое время в гостях у человека с EyeToy всегда неловко: а вдруг тебя снимают?
Первое время в гостях у человека с EyeToy всегда неловко: а вдруг тебя снимают?

 

19 ноября 2006 года началась та самая «революция» - Nintendo запустила в продажу свою новую консоль - Wii. Компактная домашняя приставка с симпатичным дизайном продалась по миру почти в 100 миллионов штук. Достичь такой популярности ей помогла не аппаратная начинка - она была колоссально устаревшей. Wii Remote - название заветного ключа к успеху. Беспроводной контроллер позволял управлять персонажами взмахом руки. В левую руку брался Wii Nunchuk Controller, им пользователь контролировал перемещениями героя. В правую руку нужно было взять Wii Remote. Он то и представлял самый большой интерес. Благодаря ему пользователь мог взмахом руки ударить летящий теннисный мяч. Или под нужным углом замахнуться катаной. В дальнейшем, производители баловали игроков аксессуарами для этих контроллеров. Автоматы, пистолеты, теннисные ракетки и даже рули. Словом, выбор на любой вкус.

 


В дизайне Wii и ее контроллерах есть что-то воздушное.

 

В конце 2008 года компания Genius предоставила необычное и очень универсальное игровое устройство - Navigator 365. С виду оно похоже на неприметную лазерную мышь. Серебристый цвет, чувствительный сенсор, типичный дизайн, две кнопки и колесико. Но стоит приглядеться и окажется, что мышь открывается, как телефон-раскладушка. Все дело в том, что это гибрид мыши и геймпада. В ней есть все, что нужно для неприхотливого пользователя: крестовина, шесть клавиш, два «шифта» и кнопки «турбо» и «очистить». Все бы хорошо, но заменить полноценный геймпад и профессиональную мышку Navigator 365, разумеется, не способен. Так или иначе, мизерная цена и предназначение для ноутбуков компенсируют такие недостатки.

 

Navigator 365 так и не получила должной популярности, так что за ~500 рублей можно удивить друзей необычным устройством.
Navigator 365 так и не получила должной популярности,
так что за ~500 рублей можно удивить друзей необычным устройством.

 

Произнесенный в середине 2009 года рекламный слоган «Контроллер без контроллера» взбудоражил игроков не на шутку. Однако Microsoft показала, что ее Project Natal (позднее переименован в более скучное Kinect) формально представляет собой просто улучшенный EyeToy. Здесь и сенсор точнее, и процессор (от внутреннего вычислительного ядра разработчики предусмотрительно отказались, чтобы удешевить устройство) у Xbox 360 помощнее. Microsoft есть за что похвалить, компания не стала позиционировать Kinect для детской аудитории. Напротив, студия старается выпустить как можно больше шутеров с поддержкой беспроводного управления. Есть и игры для фитнеса, и драки, и даже волшебной палочкой Гарри Поттера можно помахать.

 


Сколько «глаз» у Kinect?

 

Основной конкурент Microsoft, Sony, напротив не стала отказываться от контроллеров, взяв за основу идею Wii Remote. Похожий на мороженное или чупа-чупс Playstation Move передает информацию о движениях пользователя с помощью беспроводного Bluetooth соединения. А улучшенная версия камеры PlayStation Eye принимает эти данные. Ничего нового, но сенсор, который встроен в Move, отслеживает движения с сумасшедшей точностью. Благодаря этому можно хоть виртуальной кисточкой рисовать, хоть резво махать мечом - ни один миллиметр движения в пространстве не ускользнет от игры. И Sony, к счастью, также не ищет своих покупателей только среди детей. Аксессуаров для нее тоже не мало - ассортимент ракеток и пистолетов пополняется с каждым днем.

 

Зарядная док-станция - удобная штука.
Зарядная док-станция - удобная штука.

 

Другие компании даже не думают о том, чтобы стоять в стороне от такого прибыльного рынка, поэтому также решили откусить кусок от пирога. Так, например, американская фирма, специализирующаяся на игровых манипуляторах Razer, анонсировала Hydra. Устройство подозрительно напоминает Wii Nunchuk, а предназначено для компьютера. За полный комплект просят около 150 долларов. Бесполезно, но своего покупателя точно найдет.

 

Трудно представить человека стоящего перед монитором с такими штуками.
Трудно представить человека стоящего перед монитором с такими штуками.

 

***

 

Все вышеперечисленные контроллеры были официально выпущены в розничную продажу. К сожалению, многие другие разработки так и остались пылиться в лабораториях их создателей. Причины на это могут быть две: 1) устройство получалось слишком дорогим и никак не соответствовало своей цене; 2) пока устройство создавалось, кто-то придумал более совершенную технологию. В любом случае это еще не конец «революционных» изобретений.

 


Новая игровая платформа.

 

Сейчас индустрия переживает «сенсорный бум», когда каждый разработчик хочет сымитировать тактильные ощущения. Ведь уже давно в рули и геймпады встраивают вибро-моторчики, а для кого-то даже продаются жилеты, имитирующие пулевые попадания. Игры на iPad - уже не редкость, и скоро до прилавков доковыляет Sony NGP. В обеих есть возможность направлять своего персонажа пальцами. А это уже совсем другие ощущения от игр. «Революционные».

Загрузка...
новыестарые25 ком.
Ком. на странице5102050100
Однохвостый-Джинчурики
MRainbow (уровень 19)27.04.2015 16:27:17
Сообщение отредактировано пользователем 27.04.2015 16:28:49
Статья действительно хорошая, но автор кинул мне вызов сказав что изображение Shooting Gallery нет в интернете
Гранд-мастер джедай
DrSart (уровень 26)17.02.2015 08:11:10
Navigator 365 была у меня и не понравилась, быстро кнопки заглючили :(
Первый лейтенант
artem_pirat (уровень 14)09.02.2015 11:45:58
Ностальгия пробирает до глубины души) интересная и познавательная статья, спасибо автору!
Младший солдат мафии
evil_cat (уровень 6)10.01.2015 12:39:37
Интересная статья!
Член Акацуки
Vovan95 (уровень 15)27.09.2014 17:07:25
Дякую, дуже цікаво.
Игровой разум
Feliks (уровень 27)20.06.2014 07:39:21
Мдя. Добавить к вышеописанному разрабатываемый в данный момент Steam Controller и будет полный список. Их еще много будет, и вряд-ли люди придут к единому стопроцентно удобному контроллеру. Это может и хорошо. Вон какой у нас выбор. На все вкусы. Плюс к ним свои приставки. Да еще и разрабатываемый в данный момент Oculus Rift. Еще полгода - год, и мы вступим в другую эпоху (ну конечно это будет не так быстро развиваться, тем более на территории СНГ).
Игровой разум
gluck (уровень 17)16.05.2014 23:11:26
Сообщение отредактировано пользователем 16.05.2014 23:13:52
"В 1988 году, вдохновленная фантастическими фильмами, она выпустила Power Glove – перчатку для беспроводного управления играми. Рекламные слоганы содержали слова вроде «виртуальная реальность», а сама перчатка обманчиво крутилась по телевизору, будто это трейлер нового фильма про будущее. Мечта всех игроков того времени стоила почти тысячу долларов, весила почти 300 грамм (отчего рука начинала «ныть» через несколько минут), а сенсоры почти всегда ошибались. В общем, это было не лучшее вложение денег тех ста тысяч человек, которые ее купили."

300 грамм - обосраться как много?) Я могу спокойно боксировать с полутора килограммовыми гантелями в обеих руках, хотя я дрищ наверное самой ужасной категории. 300 грамм, как по мне, вообще не почувствуются. Более того, мой смартфон весит 120 грамм. Сей девайс получается всего в 2,5 раза тяжелее 4-дюймового смартфона - ппц гераклом надо быть, чтоб такую тяжесть ворочать)
Игровой разум
KillSwitch (уровень 25)02.05.2014 20:16:54
Power Glove - фееричная хрень)))
Игровой мастер
Mihan (уровень 14)02.05.2014 20:10:17
Автор молодец, зачётная статья. И как же я её раньше не заметил, думал новая, а оказывается трёхлетней давности.
Мастер-джедай ветеран
andrey_123 (уровень 16)01.05.2014 20:35:23
хорошая статья спасибо автору)))