21 год, 12 игр, 5 побочных проектов, 6 разработчиков – мало какая игровая серия может похвастаться подобным жизненным циклом. Сериал XCOM на сегодняшний день постарше некоторых своих поклонников. Что вовсе не умаляет ни его гениальности, ни заслуг. В конце концов, далеко не каждая игра порождает чуть ли не свой особый жанр.
Как любая большая игра, за годы своей жизни серия XCOM много чего повидала, много чем побывала. В ее жизни были стремительные взлеты и эпические падения. Ей аплодировали и из-за нее плакали. Тем не менее, сегодня мы говорим об истории со счастливым финалом. После убедительного успеха и затянувшегося периода забвения, секретная организация, занимающаяся отстрелом крупного и мелкого инопланетного скота, подобно птице Феникс восстала из пепла.
1994 год – UFO: Enemy Unknown
Золотой диск
Легендарный патриарх – нерушимый, незыблемый, непогрешимый. Самая первая игра серии X-COM: UFO Defense, в Европе продававшаяся под названием UFO: Enemy Unknown. Вышедшая в 1994 году игра и созданная братьями Джулианом и Ником Гэллопами, сходу сформировала облик XCOM в его чистом эталонном виде. Глобус, мерцающие квадратики баз, красные точки врагов. В 10 мегабайт умудрились вместить сразу все лучшее, что есть в жанре стратегий. Строительство базы, научные разработки, тактические военные операции... Популярность первой части была столь высока, что ее продажи достигли 600 тысяч копий только на ПК (невероятный успех для того времени). Но интереснее тот факт, что издатель, в то время переживающий серьезные финансовые проблемы, пару раз подумывал о закрытии разработки – руководство не видело потенциала в творении Гэллопов. Под влиянием XCOM позже выйдут такие игры как Jagged Alliance, Diablo, Freedom Force и множество других.
1994 год – UFO: Enemy Unknown
1995 год – UFO: Terror From The Deep
Раньше было лучше
Сами братья Гэллопы позже скажут, что это была их попытка сделать полноценное продолжение, посвященное мифологии Ктулху – Джулиан и Ник неоднократно признавались в любви произведениям Лавкрафта. Тем не менее, из-за давления MicroProse, Terror From The Deep сегодня периодически называют «тотальной конверсией» – игрой, в которой просто поменяли скины. По сути, так оно и было. Субмарины вместо перехватчиков, старые-добрые сектоиды отрастили жабры и плавники, на смену «Рейнджеру» приплыл «Тритон» – но качественных изменений в новой игре было чертовски мало. Радары на базах переименовали в сонары, ракеты в торпеды, вместо элериума ввели зэрбайт, а в финале нам нужно было построить сверхмощную субмарину и нырнуть на ней в подводный город пришельцев Т'Лет и натурально замочить Ктулху Великого Спящего. Тем не менее, игра была весьма неплоха – помимо существенно увеличившейся сложности, в Terror From The Deep появились двухэтапные миссии террора, большие комплексные карты и... и все. В конце концов, фанаты сошлись на том, что это было такое себе DLC от любимого разработчика. Несмотря на общую «халтурность» проекта, играть было сложно и интересно.
1995 год – UFO: Terror From The Deep
1995-1996 – X-COM: Alliance
Вундеркинд, которого не было
Жадное издательство MicroProse быстро просекло, что нужно «ковать деньги не отходя от кассы», и запустило сразу несколько проектов. Один из них – тактический шутер от первого лица X-COM: Alliance, посвященный действиям команды исследователей, которые, спустя 22 года после событий игры X-COM: Terror from the Deep, отправились на космическом корабле UGS Patton к поверхности Марса на поиски элериумных месторождений возле разрушенной в первой части базы на плато Кидония. Естественно, что-то пошло не так, корабль телепортировался на родину инопланетных захватчиков, а его экипаж заключил альянс с другой инопланетной расой, которая тоже ведет войну с сектоидами, мутонами и прочими милыми ребятами. Предполагалось, что игра будет представлять собой командный шутер с возможностью отдавать приказы напарникам. Другая особенность X-COM: Alliance – полностью разрушаемое окружение, которое позже перетащили в сериал Red Faction. Каждый солдат отряда со временем прокачивал свои навыки, превращаясь в грозного уничтожителя инопланетной дичи. Убитых пришельцев и их оружие нужно было изучать. Вместо традиционной базы прокачивать предполагалось собственный корабль. Потенциальный шедевр был, в итоге, похоронен бюрократами – после множественных злоключений его тихо прикрыли ради оптимизации затрат. Из-за безумной бюрократии и желания издателей диктовать разработчикам свою волю, в 1996 году из MicroProse ушли Сид Мейер, Брайан Рейнольдс и Джефф Бриггз – в том же году они основали Firaxis Games.
1995-1996 – X-COM: Alliance
1997 – X-COM: Apocalypse
Тени сгущаются
Как первый блин обычно бывает комом, так и первая попытка MicroProse покорить Windows 95 была... спорной. В X-COM: Apocalypse поле действия игрока сократилось до единственного мегаполиса – по сюжету, после разрушения Т'Лета, в атмосферу Земли поднялся ядовитый газ, уничтоживший почти все живое. Люди спаслись только в городе МегаПрайм, при создании которого явно вдохновлялись вселенной «Судьи Дредда». В один далеко не прекрасный день над городом появились тетраэдроны – порталы в другое измерение, откуда повалила всякая инопланетная живность. Власти города немедленно вспомнили про суровых дядек из XCOM и позвали нас на помощь. Помимо уничтожения пришельцев игроку предлагалось заниматься политикой и выстраивать отношения с городскими службами, мафией, полицией, корпорациями и другими фракциями. Тем не менее, сам Джулиан Гэллоп окрестил игру «зоной бедствия». Мало того, что в финальной версии толком не работало ни единого игрового момента, так разработчики еще и порушили тщательно выстроенную братьями вселенную, отправив сектоидов и эфириалов на свалку истории. Теперь мы воевали с паразитами из другого измерения, а на определенном этапе XCOM должен был загасить разгуливающую по городу Годзиллу. Зато здесь впервые появился тот самый хэдкраб.
1997 – X-COM: Apocalypse
1998 – X-COM: Interceptor
Последний гвоздь в крышку гроба
Игра, которую назвали неудачной даже в MicroProse. X-COM: Interceptor – еще одна попытка «соригинальничать», скрестившая в себе стратегические элементы сериала X-COM с игровым процессом популярных в те годы космических «леталок-стрелялок» наподобие Star Wars: X-Wing vs TIE Fighter. Игра развивала сюжет предыдущей части – прямо из МегаПрайма все знакомые нам фракции отправляются в глубокий космос, в регион под названием «Рубеж». После нападений инопланетян на космические станции корпораций они приглашают в гости XCOM, который должен охранять космические «корованы» от загребущих лап вернувшихся в серию сектоидов, мутонов и прочих старых знакомых. Изначально предполагалось, что в игру введут наработки почившего X-COM: Alliance. Так, игрок мог лично порулить космическим истребителем, атакующим пришельца, после чего с «видом из глаз» руководить абордажной командой, штурмующей очередной крейсер инопланетян, а в стратегическом режиме рассылать зонды, строить и развивать базы, а также руководить научными разработками. Впоследствии, от амбициозной идеи остался жалкий огрызок: в роли пилота мы раз за разом участвовали в нудных космических боях, чтобы в итоге забросить термоядерную бомбу в очередной портал в мир пришельцев. Игра оказалось объективно плохой и неинтересной – только самые отмороженные фанаты прошли ее до конца.
1998 – X-COM: Interceptor
1999 – Em@il Games X-COM
Темные Века Hasbro
В 1999 году компания-производитель игрушек Hasbro, знаменитая «трансформерами», «маленькими пони» и «мистером Картофельная Голова», решила, что ей пора занять нишу производства видеоигр. К сожалению, взгляд пал на терпящую убытки MicroProse, которую купили вместе с целым рядом проектов, включая XCOM. Недовольный таким положением дел Джулиан Гэллоп вместе со своей студией Mythos Games выходит из-под крыла издательства, увы, потеряв права на собственное детище. Для затравки создатели игрушек разгоняют две трети команды MicroProse и выпускают Em@il Games X-COM. Играть можно только с другими пользователями и по email или в режиме хотсит. Уже через пару лет ее PBEM сервера отключат просто потому, что никому и даром не нужна такая поделка. Эра «старого-доброго» XCOM подошла к концу – в следующие 13 лет не будет выпущено ни одной пошаговой тактической игры из знаменитой серии. В том же году Hasbro анонсирует первую полностью трехмерную стратегию X-COM: Genesis. Всего через шесть месяцев разработки проект закроют из-за финансовых трудностей.
1999 – Em@il Games X-COM
2000 – Dreamland Chronicles: Freedom Ridge
Год несбывшихся надежд
Стоящий во главе Mythos Джулиан Гэллоп не отчаивается – он анонсировал стратегию Dreamland Chronicles: Freedom Ridge. Этот «преображенный» XCOM, созданный на новом трехмерном движке, рассказывал историю сопротивления людей режиму инопланетных захватчиков. Планета пала под натиском коалиции инопланетных рас, и задачей игрока было вернуть старушку Землю в руки людей, действуя по-партизански. Игра разрабатывалась для PC и PS2, издателями ее должны были выступить Bethesda и Virgin. Сегодня Firaxis, разрабатывающая XCOM 2, божится, что не вдохновлялась так и не созданным детищем Гэллопа, но мы-то знаем... Тем не менее, в 2001 году проект был закрыт – издательству Virgin категорически не понравился графический движок игры.
2000 – Dreamland Chronicles: Freedom Ridge
2001 – X-COM: Enforcer
Тихий ужас
Срочно нуждающаяся в наличности Hasbro выпускает кое-как собранный на коленке шутер от третьего лица X-COM: Enforcer, впоследствии признанный одной из самых плохих игр в истории индустрии. Игроку предлагается взять под контроль робота Миротворца и тупо зачищать однообразные уровни-лабиринты от знакомых нам пришельцев. Позже руководство Hasbro рассказывало, что компании пришлось нанимать дополнительную охрану для своих офисов – озверевшие от ненависти фанаты завалили студию письмами с угрозами, несколько раз забрасывали офисы камнями и угрожали расправой лично руководителю. В том же году игровое подразделение, включая права на XCOM, было продано Infogrames, которая на четыре года отправила франшизу пылиться на полку. Следующие 10 лет не выходит ни одной игры серии XCOM.
2001 – X-COM: Enforcer
2002 – UFO: Extraterrestrials
Голый энтузиазм
Chaos Concept – это международная команда фанатов, в которую, кстати, входят энтузиасты из России, Украины и Белоруссии. В 2002 году они без какого-либо финансирования, строго своими силами разработали свою версию XCOM. Чтобы не иметь проблем с владельцами авторских прав, они перенесли место действия на планету Эсперанца – человечество отступило сюда после захвата Земли пришельцами. Злобные инопланетяне отыскали людей и здесь, посему руководители государств планеты создали Силы Противодействия Пришельцам, призванные как следует навалять «зеленым человечкам», попутно застраивая Эсперанцу шахтами, лабораториями и промышленными предприятиями. Задача-максимум – построить корабль, высадиться на нем на захваченную Землю и отбить колыбель человечества. Игровой процесс довольно точно воспроизводил ту же Enemy Unknown, предлагая, однако, не только строить базы, но и помогать колонистам в освоении планеты. Игра получилась не слишком интересной, но, если вас не пугает посредственная графика и откровенная кустарность, обязательно посмотрите хотя бы одним глазком. К слову, в ближайшее время разработчики обещают выпустить вторую часть игры – UFO2Extraterrestrials: Battle for Mercury.
2002 – UFO: Extraterrestrials
2003-2007 – сериал UFO
Что мертво, умереть не может
Сейчас уже мало кто помнит, что чешская компания ALTAR Games воспользовалась лазейкой в законодательстве, и, фактически, незаконно присвоила себе права на серию. Документы были оформлены на серию XCOM, а вот о европейском названии сериала – UFO – крючкотворы почему-то забыли. Используя эту возможность, хитрые чехи выпустили довольно любопытную трилогию. По сюжету неизвестный космический корабль выпустил в атмосферу Земли смертоносные споры, которые уничтожили большинство людей, животных и растений на нашей планете. Споры породили биомассу, неумолимо покрывающую поверхность планеты, и огромное количество мутантов. «Совет Земли», составленный из выживших людей, создал элитное подразделение, призванное зачищать планету от напасти. Это шло вразрез с планами Ретикулян – инопланетян, которые преследовали на Земле свои зловещие цели. Игрок, освобождая от мутантов и «зеленых человечков» планету, постепенно изучал мутантов и пришельцев, захватывал и создавал новые виды оружия, и в итоге разрушал тайную базу инопланетян на темной стороне Луны. Увы, строительство баз кануло в Лету – мы просто отбивали их у пришельцев, пополняя таким образом свой арсенал и очищая Землю от биомассы. Бои в реальном времени с управляемой паузой и неплохой трехмерный движок создали вокруг игры свое отдельное сообщество фанатов. В двух продолжениях – UFO: Aftershock и UFO: Afterlight– в серию добавили дружественную людям расу инопланетян и бойцов-киборгов. Эти игры принято считать неплохими поделками, вдохновленными оригинальной XCOM, которые, тем не менее, окончательно похоронили дух старой игры.
2005 – UFO: Aftershock
Примечание Логина:
Нельзя не вспомнить проект Xenonauts, разработанный независимой студией Goldhawk Interactive. Детище KickStarter предлагало игрокам погрузиться в атмосферу альтернативного 1979 года, когда США и СССР объединяют усилия по борьбе с инопланетной угрозой. Проект довольно популярен в рамках сообщества фанатов, но отличается зубодробильной сложностью, изобилием багов, слабой графикой и игровым процессом, который можно назвать только «сомнительным». Они даже убрали возможность псионического контроля!
2003-2012 – В ожидании XCOM
«Скрытые перемещения»
В 2003 году разработчик из Firaxis Джейк Соломон – по его собственным словам, «неистовый фанат» старой XCOM – в свободное от работы над «Цивилизацией» время на голом энтузиазме создает прототип ремейка знаменитой серии. Прототип показали Сиду Мейеру, но тот, раскритиковав многочисленные неудачные решения, отказался тратить деньги и усилия на приобретение прав на сериал. Соломон не сдался. В 2005 году компания Take-Two Interactive, владеющая Firaxis, выкупила у Atari десяток патентов, включая ХСОМ. Теперь у команды «дяди Сида» появился карт-бланш, и в 2007 году Джейку Соломону официально дают еще один шанс с формулировкой «если провалишься – серии XCOM конец». Ограничений по времени нет, особых пожеланий нет, и Соломон предоставлен сам себе. Тем временем, разработчики BioShock, Irrational Games, совместно с создателями BioShock 2, 2K Marin, тоже берутся за работу над проектом XCOM. У них получается перспективный шутер от первого лица, жестко раскритикованный фанатами. В итоге в 2013 году любопытный проект превратили в адское The Bureau: XCOM Declassified, ознакомиться с которой вы можете в рецензии на нашем сайте.
The Bureau: XCOM Declassified
2012 – XCOM: Enemy Unknown
Welcome back, commander!
Пять лет работы на одном энтузиазме дали свои плоды. Фанаты облизывают Джейка Соломона с головы до ног. Он вернул нам XCOM! По сути – это ремейк оригинальной XCOM: UFO Defense, но высочайшее качество продукта, отличная графика и много потрясающих анимационных вставок мигом превращают игру в проект ААА-класса. Игра на новый лад рассказывает о первой Войне с Пришельцами. Критики хвалят буквально все – отдельные консерваторы (вроде меня), конечно, ворчат о том, что больше нельзя стрелять в любую точку на карте, а количество исследовательских проектов существенно урезали... Но будем честны, Соломон и Firaxis создали почти шедевр. Играть в этот новый XCOM так же интересно, как и раньше. Для ветеранов выпущено мини-дополнение, позволяющее напялить на своих солдат классическую, похожую на аэродром прическу из игры прошлого тысячелетия.
2012 – XCOM: Enemy Unknown
2013 – XCOM: Enemy Within
DLC, за которое не стыдно
Масштабное дополнение привносит в игру нановещество «С.О.С.Т.А.В.», который нужно захватывать прямо на поле боя в крайне ограниченные сроки – иначе заветная баночка самоуничтожается. При помощи этого «инопланетного йогурта» создаются киборги, обладающие чудовищной огневой мощью, и люди-мутанты, способные, например, запрыгивать на крышу, становиться невидимыми или прожаривать мозги пришельцам-псионикам. Военно-промышленный комплекс инопланетян тоже не стоит на месте. У врага появились опасные боевые роботы Сектоподы и коварные Искатели – летающие душители-невидимки. Наконец, включение в игру третьей стороны – людей-ренегатов EXALT – хоть и кажется решением спорным и неоднозначным, порождает массу интересных ситуаций, поскольку игроку часто приходится иметь дело с отрядами, в которых точно так же есть снайперы и медики. Вдобавок разработчики вложили в дополнение массу новых карт и интересные побочные миссии.
2013 – XCOM: Enemy Within
2016 – XCOM 2
Новая надежда
Несмотря на все наши усилия, Земля захвачена инопланетянами. Они организовали Новый Мировой Порядок, и внешне якобы дружат с людьми, исцеляя больных и кормя голодных. Но зачем новому режиму солдаты в экзоскелетах и новые, еще более смертоносные гибриды инопланетян и людей? Разбираться в этом придется спасенному из стазис-тюрьмы Командующему, который с помощью полковника Брэдфорда – мужика, бродящего вокруг голограммы Земли в первой игре – освободился из плена инопланетян. Летая по Земле на захваченном у оккупантов корабле «Мститель» (привет первой части), мы будем срывать планы пришельцев, вставляя им палки не только в колеса, но и в форсунки двигателей. Нас ждут динамически генерирующиеся карты, возможность незаметно подкрасться к врагу, партизанская тактика и многое другое. Ждем 2016 года.
2016 – XCOM 2
За всю свою жизнь сериал XCOM пережил подъем в эмпиреи, падение в пучину забвения и сейчас снова находится на подъеме. Пока что кажется, что для беспокойства нет причин – так же думалось в преддверии выхода X-COM: Apocalypse. Только время покажет.